«Большая бард-рыбалка» прошла после перерыва на новом месте, но со старыми друзьями
5674
Александр ЧУГУЕВ, фото автора
Корреспондент «Вечернего Бобруйска» побывал на музыкальном фестивале и делится своими субъективными впечатлениями
Признаться, я уже не чаял вновь услышать перебор гитарных струн в такт Чигиринской волне. Иногда расставанье — это навсегда. Но, к счастью, не в этот раз. Фестиваль бардовской песни «Большая бард-рыбалка» прокашлял два ковидных года, а потом, словно феникс, восстал из золы живым пламенем туристических костров. На другом месте, в другом статусе, но все с той же неповторимой атмосферой «тутэйшай» провинциальности и песенного космополитизма.
Сменив к своей одиннадцатой итерации наименование с международного на областной, фестиваль совершенно не потерял в масштабности. К вечеру пятницы 29 июля сосновый лес в окрестностях базы отдыха Могилевского металлургического завода вновь запестрел палатками и заполнился смолистым дымом. Чувствовалось, что за время вынужденного перерыва приверженцы «Бард-рыбалки» истосковались по любимому мероприятию и друг другу.
Если что и портило впечатление, так это обилие автомобилей. В этот раз организаторы зачем-то разрешили парковаться прямо в лесу, и в итоге черничные поляны с ландышами превратились в автомобильный кемпинг, где железных коней было едва ли не больше, чем палаток. Среди машин из всех белорусских областей и столицы можно было приметить немало номеров российских регионов.
К закату гости только прибывали. Маневрирование на пыльной дороге в свете фар в сантиметрах от чужого кузова становилось рискованным занятием. Обошлось без серьезных аварий, но я лично видел «отдыхающий» в кустах бампер от Peugeot.
Еще одной удручающей чертой белорусского менталитета стали сигнальные ленты, которыми прибывшие огораживали «свою» территорию. Жить за высоким забором — это наше кредо, а коли нет забора, нужно хоть лентой отделиться от «чужаков». К запретам белорусы приучены на генетическом уровне, чужой «территориальный суверенитет» они чтут.
Так некоторые торопыги успели отхватить себе целые поляны: и на трехкомнатную палатку хватит, и на походный туалет, и на будку для шпица. А между «строениями» можно хоть чернику собирать. И вот сидит такой барин на своей латифундии у мангала, потягивает пенное и с сочувствием наблюдает, как нерасторопный сосед пытается приткнуть свою крошечную палатку на косогоре. И ведь искренне сопереживает! Спать головой вниз — то еще удовольствие. Но кто же виноват? Кто успел, тот и съел.
Я спросил у одного из организаторов и идейного вдохновителя «Бард-рыбалки» Сергея Кулягина о причинах смены фестивальной локации. Причин оказалось сразу несколько. Главная — на агроусадьбе в Грудичино негде селить гостей. Комфортабельных домиков мало, условия спартанские. Да и подъезд затруднен. Шесть километров лесной дороги от Чечевич с ямами и лужами после дождей становятся непреодолимыми. В довершение, на поле, где располагался палаточный городок, посадили картошку…
В этом свете расположенная в 800 метрах от шоссе турбаза Могилевского металлургического завода оказалась очень кстати. Но даже на обжитом месте организаторам пришлось провести большую работу по благоустройству, учитывая что на «Большой бард-рыбалке» задействованы сразу две сцены и семь тематических площадок. Что-то успели сделать, а что-то нет. На новое место перевезли и символический бард-валун с губатой рыбой.
Свои ошибки в части организации стоянки и размещения палаточного городка организаторы постарались оперативно исправить. А главную претензию — отсутствие места для купания — обещают удовлетворить в следующем году. Хорошо бы, ведь Друть — вот она, в двух шагах. Так и манит в свои прохладные воды. Да и песчаный пляж в Грудичино в качестве природного задника для главной сцены многим запал в душу. Пока же, увы, купальники и плавки остались в рюкзаках сухими.
Так или иначе, но все прибывшие разместились — в соответствии с личными стандартами потребления. Кто-то приехал полюбоваться на звезды под треск костра и послушать в тишине гитарные переливы, а кто-то привез с собой дизель-генератор, многоваттные колонки и проектор с лазерами и экраном, чтобы среди ночи устроить дискотеку и орать в караоке пьяными голосами. Как можно петь, не имея ни голоса, ни слуха?
К счастью на «Большой бард-рыбалке» все же было больше тех, кого слушать приятно. Лично для меня главным фестивальным событием уже в который раз становится конкурс авторской песни и поэзии «Свой круг», ежегодно являющий миру новых самородков. На этом турнире менестрелей участники выступают по очереди и сами оценивает соперников, честно и непредвзято, то есть по гамбургскому счету.
По результатам прослушиваний на лесной поляне победительницей стала Марина Смоленчук с песней «Прощание с морем». Всезнающий гугл ровно ничего не сообщает о девушке с синей ленточкой в косе, кроме того, что она выступает в Гомеле в молодой музыкальной группе Sanki, где играет… на барабанах. Но на «Бард-рыбалке» всех очаровало ее лирическое сопрано.
Дипломантами любительского песенного конкурса 2022 года стали еще две очаровательные участницы — Антонина Заскокина и Полина Францкевич.
Более двух десятков мальчишек и девчонок с гитарами привезла в Беларусь автор-исполнитель и поэтесса Лидия Чинарева. Ансамбль клуба авторской песни «Диалог» из Вязьмы (Смоленская область Российской Федерации) стал настоящим открытием «Бард-рыбалки». Молодой задор и обаяние юности закономерно покорили зрителей. А гитарист Никита Векшин удостоился особого диплома конкурса за инструментальную композицию «Снежная мгла».
Фестивальный десант российских исполнителей оказался самым многочисленным. И это неспроста. В июне белорусские барды Сергей Кулягин, Сергей Антонов и Инесса Винцкевич приняли участие в крупном российском фестивале авторской песни «Станция Сибирь» в Новосибирске. И вот в июле последовало «алаверды» от сибиряков. На берегах Друти выступили Александр Чернышов, Вадим Кусков, Игорь Иванченко.
А как же наши? Белорусские исполнители также прозвучали достойно. Симпатии слушателей с первых нот завоевало трио «Фиеста» из Молодечно. Коллектив существует уже тридцать лет и является лауреатом Грушинского фестиваля 1993 года! Удивительно, но мое знакомство с замечательным женским ансамблем произошло только теперь.
В исполнении «Фиесты» и Сергея Кулягина звучала немногочисленная белорусскоязычная песня. Отдельно хочется поблагодарить Сергея Антонова и Инессу Винцкевич за «Аксамiтны летнi вечар» Владимира Новицкого на слова Сяржука Соколова-Воюша. Среди вселенского братания и бардовского космополитизма лично мне не хватало именно национальных мотивов.
Что касается хедлайнеров фестиваля, то они не оставили публику разочарованной, но лично у меня особого восторга не вызвали. Зачем бесконечно оглядываться в советский телевизор, когда наросло поколение молодых, живых, задорных?
Вадим Мищук выступал один, сославшись на болезнь брата. Сердобольная белорусская публика хором пожелала Валерию скорейшего выздоровления. Во вступлении к одной из песен артист неосторожно посетовал, что вот, мол, вынужден отдыхать в Беларуси, поскольку «заграница теперь для нас закрыта». Прозвучало довольно неуклюже. Но кажется, Вадим Мищук даже не понял, что сказал и продолжил изливать ностальгию по почившему в бозе Союзу в песне про «выпить в Липецке». На этом фоне контрастом прозвучала знаменитая роковая баллада «Поцелуй Иуды».
Заслуженный артист России Вячеслав Малежик сходу завоевал публику юмором и самоиронией. Помилуйте, когда тебе 75, и ты побывал буквально на грани смерти, что еще остается? Было видно, насколько трудно артисту дается каждый шаг по сцене.
Но вопреки всему Малежик шутил, активно общался с залом, не всегда тактично — со звукооператором, жаловался на назойливых комаров и бестолковых поклонников, требующих от него «Плот» Юрия Лозы, регулярно забывал слова собственных песен, обзывал распоясавшегося зрителя «чувачком» и… пел.
Пускай даже часть песен прозвучала под минусовку. Публика великодушно прощала Малежику все огрехи, поспешно поддакивала стариковскому брюзжанию про засилье Фейсбука и соцсетей, и тут же постила фоточки с концерта в «Инстаграм» и «Одноклассники», то есть в целом была рада лицезреть седовласого кумира своей молодости.
А я вспоминал, как на сцене «Большой бард-рыбалки» выступали Татьяна и Сергей Никитины, Александр Дольский, Юлий Ким, Алексей Иващенко, Юрий Ряшенцев, Борис Бурда, Гарик Манукян, Псой Короленко и другие замечательные артисты.
Конечно, фестиваль, в названии которого присутствует слово «рыбалка», не ограничивался одной лишь музыкой.
На рыболовном турнире «Удачный клёв!» щука весом почти в полтора кило выловила таки своего счастливого рыбака. Им стал Андрей Солдатенко.
На «банной поляне» организатор банного праздника «Лазенькi» Геннадий Мороз ворожил на дубовых вениках и промывал «чакры» всем желающим.
На волейбольной площадке вместе с мячом зависали над сеткой участники турнира «Кубок Чигиринки».
На сцене конкурса «Королева бард-рыбалки» очаровательные девушки соревновались в самопрезентации с помощью одеяний из папоротника и венков из дубовых листьев. Победила Александра Савостова из Минска.
На площадке «Кірмаш Смаку» приготовили сразу два вида ухи и угостили всех страждущих. Особенно пришлась по вкусу моим товарищам острая «Венгерская» уха из креветок.
На обширной фестивальной территории носилось какое-то невероятное количество детей всех возрастов и расцветок, наполняя воздух незамутненной радостью и вселяя надежду, что «Большая бард-рыбалка», бесконечная, как сама Друть, будет с благодарностью принята ими по наследству.