В коллекции бобруйчанки Людмилы Савицкой около сотни различных статуэток, основная часть их – изящные дамы прошлых эпох из фарфора.
Самая старая фигурка в коллекции Людмилы – кот-копилка, ей более 60 лет! В 1961-ом году, когда Люда пошла в школу, ей родители подарили копилку, девочка бросала в нее копейки, которые давали бабушки и дедушки. С тех пор прошел 61 год, наша героиня бережно хранит уже слегка потёртого кота как память о своем детстве в деревне Добасна. Также от родителей ей достались старые советские фигурки рыжего енота, коня с золотой гривой, черной пантеры, девочки с зерном, кормящей голубей.
В 80-ых годах прошлого века Людмила начала целенаправленно коллекционировать статуэтки, периодически отдавая приоритет разным тематикам. Так, в этот период у нее стали появляться фигурки китаянок, всего у нее около 20 статуэток изящных экзотических девушек, играющих на разных музыкальных инструментах. Самую первую она привезла в 1984 году из Евпатории.
– Почему мне интересна была эта тема? Мое детство пришлось на 50-60- годы, в этот период СССР очень дружил с Китаем. Мой дедушка был главным бухгалтером колхоза, ездил на разные совещания и привозил нам редкие по тем временам подарки. Так, у нас были китайские банные полотенца, а спальню украшали шторы с экзотическими китайскими мотивами. Меня эта тема с детства завораживала.
Позже коллекция Людмила стала пополняться фарфоровыми, керамическими статуэтками дам прошлых эпох в восточном, европейском, русском стилях. Эдакие истинные леди в нарядных платьях и шляпках, с красивыми прическами, с цветами, корзинами, веерами в руках. Еще балерины стоящие, танцующие, исполняющие реверанс. Большинство их них наша героиня покупала в 90-ых годах в Трускавце во время отдыха.
– Мы ездили на экскурсии в Карпаты, там стояли ларьки, где продавали вьетнамские, румынские статуэтки. А эти приобрела у немки на базаре в Трускавце – они стоили недешево, так как это все ручная работа. За многими такими коллекционеры сейчас «гоняются» и они стоят больших денег.
Действительно работа очень тонкая, такую можно сделать только вручную. Прорисовано каждое кружево на платье, каждый волосок в прическе, цветы в букетах. На некоторых фигурках видно клеймо Roceram Alba-Iulia hand-made.
Среди изысканных дам находится старая кукла. У нее своя история:
– Это моя первая девочка, из моего далекого детства, – говорит Людмила. – Просто старая кукла, которой около 60 лет. Она всегда стояла у мамы на диване для украшения. Пусть она не очень вписывается в коллекцию фарфоровых статуэток, не отличается красивым нарядом, но это мое детство, память о моих родных, которой я очень дорожу.
В 90-ых годах у женщины стали подбираться статуэтки на религиозную тематику. Людмила – человек верующий, католичка, ездила много по костелам в Минск, Гродно, Львов, Вильнюс. Отовсюду привозила на память статуэтки ангелов, матери Божией.
А еще в коллекции десятки фигурок очаровательных малышей: на лошадке, в ванночке, на велосипеде, с гусем, собачкой и других. И парочек – держащихся за руки, целующихся. Людмила говорит, что их выпускали сериями: один год купишь, на следующий год таких уже не найти. Многие из них женщина покупала в бобруйском «Детском мире», в «Универмаге».
В уголочке притаилась «семейка» слоников.
– Считается, что фигурки слоников должны быть у каждого, поскольку они притягивают в дом благополучие и гармонию. – говорит собеседница. – Этих троих я купила сразу, они продавались вместе. А потом стала пополнять их коллекцию.
«Обитают» здесь и другие животные: котики, собачки, жар-птицы. И с десяток фигурок петушков, часть их досталась Людмиле от родителей, другие купила в Евпатории.
Украшают интерьер и сувенирные тарелки, их женщина привозит из поездок.
Свое увлечение Людмила объясняет тем, что статуэтки придают помещению уют. А еще – это напоминание о каких-то важных в жизни периодах. Почему основная тематика коллекции – барышни в изысканных нарядах?
– Думаю, это влияние моей прабабушки Тафили Лисневской, – рассказывает собеседница. – Она родилась в Польше в многодетной обеспеченной семье. После смерти отца приехала в гости к своей тёте в Жиличи, которая была второй женой пана Булгака, там и осталась. Умерла прабабушка в 1972 году, мне тогда было уже 18 лет, я помню все ее рассказы. Она навсегда заложила во мне тягу к красоте и изяществу.