О том, как с непростым диагнозом реализоваться в жизни и не утратить умение радоваться, рассказывает автор Magilev.by.
От Бобруйска до Витебска
С Зоей Ракузовой мы общаемся в мастерской Могилевского государственного экономического профессионально-технического колледжа с помощью сурдопереводчика. Язык жестов, по ее признанию, в детстве дался легко, а вот чтение и письмо – сложнее.
И, наверное, если бы кто-то тогда сказал, что, когда вырастет, Зоя станет педагогом дополнительного образования, она бы очень удивилась. Сейчас уже привыкла – как-никак около 20 лет занимается с детьми и сама пишет картины в МГЭПТК (а до этого отучилась тут же по специальности «швея-вышивальщица»).
Повсюду на стенах висят Зоины полотна. В основном, с видами родного города: Ратуша, Буйничское поле, Подниколье… Видно, что художница любит и знает Могилев.
Но часть ее жизни прошла не здесь. Школьные годы наша героиня провела в Бобруйске: там она окончила школу-интернат для детей с нарушением слуха. А вот в юности довелось покататься в Витебск: университет имени Машерова – еще одна альма-матер Зои Ракузовой. Но это отдельная история.
Мама в помощь
– Зоя, как с нарушением слуха быть студенткой вуза? – спрашиваю у нее (наша героиня выбрала художественно-графический факультет; специальность – педагог-художник, преподаватель ИЗО и черчения – авт.).
– Поступила туда со второго раза, – рассказывает художница. – Сразу не хватило навыков и опыта, но желание было сильным. Познакомилась с могилевским живописцем Борисом Ивановичем Первунинских, и он помог, занимался со мной, многому обучил… Я ему за это очень благодарна.
Понятно, что посещение лекций в университете для неслышащей Зои было бы бессмысленной тратой времени. Помогла мама, Татьяна Николаевна Рябычина: как-то договаривалась на свой работе в Могилеве и ездила с дочкой в Витебск, ходила на все теоретические занятия, конспектировала их. А Зоя потом по этим конспектам и училась. Практику же сдавала сама – писала картины к тому моменту уже профессионально.
Мама, кстати, в свое время и разглядела Зоины способности. Той было 4 года, когда появился интерес к рисованию. Татьяна Николаевна поняла, что важно увлечение ребенка не упустить: ведь для инвалида с нарушением слуха это шанс реализовать себя в жизни.
Так оно и вышло.
Улыбка от негатива
– Вдохновение черпаю в хорошем настроении. Стараюсь позитивно мыслить, – признается Зоя Ракузова.
И действительно, моя героиня во время разговора часто улыбается. Те, кто ее знает, говорят, что и в повседневности Зоя такая. Более того, на не самые дружелюбные реакции окружающих – а подобное хоть редко, но встречается (допустим, в троллейбусах или автобусах) – Зоя неизменно отвечает тоже улыбкой.
Ее поддержка и опора – семья. Помимо мамы, есть муж и две дочки. Девочкам уже по 13 лет, они двойняшки. Раньше рисовали, а сейчас желание пропало. Зато обожают готовить. Высмотрят в интернете какой-нибудь рецепт, и вместе с мамой или бабушкой экспериментируют на кухне.
Творчество – оно же разное, убеждена Зоя. Главное, чтобы было в радость.