Питаться дома, одежда из «секонда». Философия денег от преподавателя могилевского «универа»

1990
П. ЛЕВАНОВИЧ. Фото: pixabay.com
Рассказываем о том, как к деньгам относится доцент, кандидат наук. Главное, по мнению героини этого материала, – уметь экономить.

Марина Ивановна всю жизнь проработала в университете преподавателем. Она довольно молодо выглядит, любит красиво одеваться, много читает, слушает музыку. Богатым человеком себя не считает, пишет Magilev.by.

Фото иллюстративное, pixabay.com
Фото иллюстративное, pixabay.com

«Ну, какие деньги ты можешь заработать в университете? – отвечает она на мой вопрос о достатке, – в университете можно заработать только геморрой!» Впрочем, Марина Ивановна не считает себя и бедным человеком. «Я такая, как все! На жизнь хватает, и ладно!»

Без денег прожить нельзя

– Деньги в нашей жизни – это все! Кто бы что ни говорил… Без денег прожить нельзя. Ведь у нас товарно-денежные отношения. Нужно купить продукты, одеться, даже, элементарно, на маршрутке проехать. Когда деньги есть – хорошо, нет – плохо, – делится мыслями моя собеседница. – В молодости я училась в аспирантуре, писала диссертацию по чешско-белорусским связям. Приходилось работать в чешских архивах, а для этого нужно было ехать в Прагу. Удовольствие, сами понимаете, не дешевое. Вот тогда я и поняла, что такое деньги и как они открывают окно возможностей. Стипендия в аспирантуре была маленькая. Не хватало на еду – не то, что на Прагу! Но как-то ухитрялась, выкручивалась, искала подработку. Днем работаешь – ночью пишешь. Потом родился сын. Я растила его одна. Правда, очень помогала мамина пенсия. Без нее я бы не вырулила.

С неба деньги не падают!

Сейчас сын Марины Ивановны живет в Германии, учится в академии искусств. Мама, к сожалению, умерла. Женщина живет одна в просторной квартире. Как и в молодости, ищет любую возможность подработать – репетиторство, курсы иностранных языков, литературный салон в университете. «Ну, а что делать? Нужно как-то выживать! С неба деньги не падают! Коммуналка – 150 рублей, проезд рублей тридцать. Только на то, чтобы купить еду, уходит минимум 600 рублей в месяц. Плюс одежда. Ведь в университет не пойдешь лишь бы в чем. Студенты все замечают…»

Сейчас все стараются экономить

Одежду Марина Ивановна частенько покупает в секонд хенде. Не видит в этом ничего зазорного. Говорит, что попадаются новые вещи отличного качества. Чтобы убедился в этом сам, нашла для меня льняную новую рубашку за 14 рублей, свитер – за 9 рублей, брендовую куртку – за 12 рублей. «А зачем переплачивать? Точно такие же рубашки белорусского производства в универмаге будут стоить рублей 90. Сейчас многие мои коллеги одеваются в «секондах». Что здесь такого? Я вот себе плащ купила новый за 30 рублей. Красивый! Модный! Знаю, что и студенты эти магазины стороной не обходят. Сейчас все стараются экономить. Это, наверное, и есть философия денег – важно не то, сколько ты зарабатываешь, а то, сколько ты тратишь. Можно пойти в ресторан, заказать ужин, а можно купить продукты и приготовить то же самое дома».

Тысячи долларов хватит

На мой вопрос, сколько денег ей бы хватило, чтобы чувствовать себя комфортно в течение месяца, Марина Ивановна ответила не задумываясь: «Тысяча долларов! Все, что меньше, – это бедность! Если разобраться, мы – бедные люди! По европейским меркам – практически, бомжи». Несмотря ни на что, женщине удается откладывать деньги, что называется, в кубышку. Мечтает съездить в гости к сыну. «Еще до пандемии я была у него в Берлине. Борща наварила, продуктами забила холодильник. Говорю: дети! (Сын снимает квартиру вместе с несколькими студентами). Экономьте! Сами бедные, как монастырские крысы, а ходят на ужин в кафе».

Свою страсть к экономии Марина Ивановна считает «приветом из СССР». В студенческие годы она была отличницей, получала именную стипендию – 60 рублей. Говорит, что вкусный обед в ресторане «Габрово» стоил 3 рубля, а слетать в Вильнюс из Могилева можно было за «десятку». «Жили мы неплохо! Весело. Захотели всей группой поехать в Ленинград – в пятницу сели на поезд, в воскресенье вернулись. Никаких проблем! Это потом все обрушилось! Приходилось экономить на всем. Даже целлофановые пакеты не выбрасывали, а стирали», – рассказала Марина Ивановна.