26 апреля в деревне Бибковщина горел автомобиль. Огнем поврежден салон, передняя панель и лобовое стекло. Подобные тревожные происшествия в ленте новостей в последнее время встречаются все чаще, и это вызывает недоумение. Только с начала этого года в Бобруйске и Бобруйском районе произошло десять автомобильных пожаров. Что за напасть? Стояла себе «ласточка» никого не трогала, и вдруг на тебе – сгорела дотла.
По какой причине это случается? И главное, как этого избежать? Тут без анализа статистики не обойтись. С вопросами «Вечерний Бобруйск» обратился в Бобруйский горрайотдел по чрезвычайным ситуациям. Старший инженер сектора надзора и профилактики БГРОЧС Николай Хурсов, который и занимается расследованием причин пожаров, развеял завесу тайны. Оказалось, даже «необъяснимым» случаям имеются вполне рациональные объяснения.
Самый первый вопрос, который возникает в подобных случаях, как вообще возможно установить причину пожара по груде обгоревшего металла и спекшегося пластика? Ведь часто огонь не только уничтожает автомобиль, но и скрывает причину его возникновения.
Никакой магии, только опыт, специальные знания, отработанные методики, анализ обстоятельств и фактов и главный инструмент — голова. Там, где обыватель видит хаос, эксперт может реконструировать явление в динамике. В самых запутанных и неоднозначных случаях на помощь придут судебные пожарно технические эксперты Государственного комитета судебных экспертиз.
Свою работу пожарный детектив начинает с опроса свидетелей. Таковыми могут выступать случайные прохожие или сам владелец авто. Очень похоже на то, как врач собирает анамнез, чтобы со слов больного установить симптомы заболевания. Стоял автомобиль или двигался? При каких обстоятельствах был обнаружен пожар, и какие события этому предшествовали?
Следующий этап — осмотр места происшествия и поврежденного автомобиля. Обгоревший металлический кузов может многое рассказать наметанному глазу. В частности, по цветам побежалости металла и его температурной коррозии можно определить интенсивность и время воздействия пламени. В зависимости от температуры металл приобретает различные оттенки: от светло-серого и буро-коричневого до белого в месте, где непосредственно выгорело лакокрасочное покрытие.
Так из совокупности следов складывается картина распространения огня, что косвенно указывает на источник его возникновения. Остается осмотреть салон или багажник и обнаружить в том месте, скажем, оплавленный электрический шлейф. Вот вам и причина.
Реальный случай из практики. В 2017 году на стоянке у ТЦ «Корона» произошло задымление салона автомобиля BMW 5 серии. Далеко не бюджетное авто пострадало из-за конструктивных особенностей. Электрическая линия от расположенного в багажнике аккумулятора проходила под днищем. Болтовое соединение плюсовой клеммы было защищено пластмассовой крышкой на защелках. От времени и вибрации защита нарушилась, затяжка болта ослабла, что и стало причиной локального повышения температуры соединения. К счастью, герметичный багажник спас баварца от уничтожения, и дело закончилось истлевшим ковриком. Но так бывает далеко не всегда.
В 80% происшествий виновником выступает аварийный режим работы бортовой электрической сети. Другими словами, неисправность электрики. Если где-то искрит, где-то протерлась или сгнила изоляция, где-то провода соединены скруткой на скорую руку, пахнет расплавленным винилом, — до беды ровно один электрический импульс.
Зачастую автовладельцы сами провоцируют трагедию, неквалифицированно вмешиваясь в электрическую сеть. Другой реальный случай закончился гораздо печальнее для водителя «Opel Omega». Будучи любителем музыки, он установил в машине усилитель на 600 Ватт и мощный сабвуфер, чтобы любимые треки мог услышать весь район. Да только акустические провода соединил «скруткой». Через некоторое время слабый контакт стал причиной возгорания. В зоне заднего левого сиденья вспыхнула обивка. Да еще в самый неподходящий момент — когда водитель остановился в лесу и отошел по нужде. Оглянулся, а в салоне уже полыхает! И помощи ждать неоткуда.
Стать потенциальной причиной пожара может даже такая «мелочь», как оставленный на зарядке мобильный телефон. Зачастую в автомобилях старых моделей сеть не обесточивается даже с вынутым ключом зажигания. Безнадзорный смартфон, воткнутый в прикуриватель — это по сути мина замедленного действия! То же касается плееров, планшетов, навигаторов и любых других приборов с литий-ионными аккумуляторами. А уж про забытые на «торпеде» под палящими лучами солнца зажигалки и говорить излишне!
Второе место в «антирейтинге» причин занимает неисправность топливной системы. Ни для кого не секрет, что бензин — это летучая и легковоспламеняющаяся жидкость. Хорошо, когда горение бензина происходит внутри цилиндров двигателя. Плохо (очень плохо!), когда горение происходит снаружи. Случиться это может из-за попадания топлива на раскаленные элементы выхлопной системы автомобиля в результате разгерметизации при повреждениях топливопроводов.
Что еще хуже, воспламенение чаще происходит в подкапотном пространстве. Открыть раскаленный капот при пожаре самостоятельно почти невозможно. А у современных автомобилей подкапотное пространство может быть автоматически заблокировано.
Случаются возгорания автомобилей также из-за нарушений правил безопасности при сварочных и других огневых работах. И здесь Николай Хурсов обращает внимание на один аспект, которому автовладельцы часто не придают значения. Обращаясь за услугами к так называемым «гаражным мастерам», автомобилисты по сути вручают судьбу свой «ласточки» третьим лицам — безо всякой ответственности и гарантий. В случае чего еще пойди докажи! Возмещение причиненного вреда превращается в долгий процесс разбирательств и тяжб.
В то же время в авторизованных СТО составляется наряд и акт выполненных работ, по которому в случае необходимости можно установить, стали ли действия персонала причиной пожара, а следовательно, требовать возмещения убытков.
Материальный ущерб становится важным фактором при расследовании дел о пожарах на транспорте в отношении юридических лиц. Если частник сам несет ответственность за свое имущество, то организация, как правило, желает определить виновника и взыскать убытки с него. В 2021 году в Бобруйске загорелся автомобиль, транзитом перевозивший древесный уголь из Гомельской в Минскую область. Расследование выяснило, что причиной возгорания стало нарушение транспортировки: пиролитический процесс (сжигание древесины без доступа кислорода) при производстве угля не был завершен должным образом.
С наступлением теплого сезона многие автомобилисты отправляются на дачу и к местам отдыха на природе. А там совершенно беззаботно паркуют машину на обочине, заросшей сухой травой. Но ведь система выпуска, расположенная под днищем еще долгое время после остановки остается горячей. Соприкоснувшись с раскаленным глушителем, трава легко может загореться.
И тут счет времени уже идет на секунды. В среднем, достаточно от двух до пяти минут, чтобы пламя полностью охватило авто и уничтожило салон. Вы ведь точно помните, где именно лежит ваш порошковый огнетушитель? Отлично! Тогда хватайте его, выдергивайте чеку и делайте все возможное.
Невозможное делать не нужно. Помните, никакое имущество не стоит человеческой жизни. Поэтому, если потушить пламя не получилось самому и сразу, отойдите на безопасное расстояние и звоните 101 или 112.
Кстати, с огнетушителем как раз тот случай, когда размер имеет значение. Чем больше его баллон, тем больше вероятность, что у вас получится спасти автомобиль самостоятельно до прибытия спасателей.
Как избежать беды и заранее подстелить соломки? Все просто: нужно тщательно следить за состоянием электрических кабелей, их изоляцией, все надежно закрепить, чтобы электрические косы не перетерлись от вибрации. Не оставляйте в салоне потенциально опасные предметы: электронику, зажигалки, горючие жидкости. Доверяйте ремонт автомобиля проверенным СТО и требуйте составления бумаг. Не паркуйтесь на сухой траве. Также нелишне будет съездить на техосмотр. Свежему, да еще наметанному глазу становятся видны малейшие огрехи.