Кто, по закону, имеет право запрашивать характеристику с предыдущего места работы?

9601
Елена САДОВСКАЯ. Фото титула из архива ВБ.
Рассказываем что делать, если при устройстве требуют характеристику, а взять ее невозможно.

В редакцию обратилась Людмила Дорохова: «Моя тетя в последние несколько лет была оформлена по уходу за бабушкой инвалидом 1 группы, к сожалению бабушка умерла и тетя хочет устроится на работу, но возникла проблема. С недавних пор при устройстве на работу требуют характеристику с прошлого места работы, но собес эту характеристику не предоставляет, аргументируя это тем, что они не наниматели и не имеют права. Место работы, которое было до это, уже давно не существует в нашем городе. И тут возникает вопрос, что делать женщине в 44 года, если без характеристики ее не возьмут на работу, а эту самую характеристику никто выдать не может?»

Уважаемая Людмила, получением характеристики должен озаботиться наниматель, а не ваша тетя. Данная обязанность прописана в Декрете президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь». В разъяснениях Минтруда по применению этого Декрета указано следующее:

«При приеме на работу работника в государственные организации Декретом № 6 установлена обязанность нанимателя, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:

  • характеристику с предыдущего места его работы;
  • характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.

В этих разъяснениях также приведены примеры:

  • «если в течение предыдущих пяти лет все места работы являлись негосударственными организациями, в т. ч. организациями с долей собственности государства до 50% , то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы;
  • если в течение этого пятилетнего периода была работа как в негосударственной, так и в государственной организациях, то количество запросов зависит от того, какая организация была последним местом работы: если государственная, то будет запрошена одна характеристика, которая одновременно будет являться характеристикой с предыдущего места работы. Если же последним местом работы была негосударственная организация, то нанимателю необходимо сделать два запроса: по последнему месту работы (в негосударственную организацию) и в государственную организацию;
  • если все места работы являлись государственными организациями, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы».

В этом документе также отмечается, «что характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата на трудоустройство независимо от того, на какую должность служащего или по какой профессии рабочего он принимается на работу в государственную организацию».

В разъяснениях также есть ответ на следующий вопрос: «Может ли работник сам взять характеристику при увольнении и представить ее новому нанимателю?»

– Работник при увольнении имеет право попросить у нанимателя характеристику. Однако здесь необходимо учитывать, что правовым основанием для выдачи характеристики по форме, установленной постановлением № 585, с указанием всей необходимой информации является запрос нового нанимателя.

Поэтому новый наниматель обязан исполнить требование Декрета № 5 и запросить характеристику по установленной форме. При этом в случае необходимости оперативного решения вопроса о трудоустройстве работник может принять участие в передаче запроса и доставке характеристики новому нанимателю.

В этом же документе рассмотрен следующий момент:

«Если ликвидирована негосударственная организация, то характеристика с предыдущего места работы не запрашивается. Но при этом в любом случае запрашивается характеристика из государственной организации за последние пять лет работы (при наличии таковой)».