«Грашовая кругосветка»: музей им. Павла Масленикова в Могилеве

2601
Елена НИКОЛАЕВА. Фото автора и Евгения Ильина.
Год назад могилевчанину Евгению Ильину пришла идея сфотографировать все архитектурные памятники, изображенные на белорусских денежных купюрах. Итогом стала серия фотографий, которую он назвал «Грашовай» кругосветкой», пишет корреспондент Magilev.by.

На белорусской купюре в 200 рублей изображен Могилевский областной художественный музей имени Павла Масленикова.

Могилевский областной художественный музей им.П.В.Масленикова.
Могилевский областной художественный музей им.П.В.Масленикова.

В музей привела только «кругосветка»

Как оказалось, Евгений давно знал о существовании этого музея, но почему-то постоянно проходил мимо него.

– Только желание запечатлеть фото для «грашовай» кругосветки» и привело сюда, – признается молодой человек. На его взгляд, из всех «денежных» достопримечательностей «место оказалось самым небогатым в плане полученных впечатлений».

– Возможно, в силу профессии меня больше интересует архитектура и история мест. Наш музей - одно из таких, где для меня была важнее история, чем то, что я увидел, – говорит Евгений.

Самая первая купюра 200 тысяч белорусских рублей с изображением здания Могилевского областного музея им.Масленикова, которая была передана сюда Национальным банком
Самая первая купюра 200 тысяч белорусских рублей с изображением здания Могилевского областного музея им.Масленикова, которая была передана сюда Национальным банком Беларуси.

На его взгляд, любой художественный музей и картинная галерея будут интересны «определенно не всем», а лишь ценителям искусства.

– Сложно, очень сложно нынче привлечь народ на выставки, – продолжает могилевчанин. – Во все времена искусство было уделом ограниченного круга людей, а сейчас, в век интернета, тем более. Впрочем, сегодня нужно постараться, чтобы заинтересовать и ту немногочисленную часть горожан, которая готова куда-то ходить. Для этого недостаточно экспозиций «древностей», не меняющихся годами. Хорошо бы искать интересные интерактивные формы взаимодействия с могилевчанами и гостями города. Возможно, использовать залы музея под форматные и атмосферные вечера, устраивать свадебные и другие фотосессии, проводить квесты и подобные мероприятия, которые были бы привлекательны для молодежи и делали музей «живым».

Дмитрий Журавской, заведующий отделом культурно-образовательной работы Могилевского художественного музея им. П.В.Масленикова открывает бронированную комнату.
Дмитрий Журавской, заведующий отделом культурно-образовательной работы Могилевского художественного музея им. П.В.Масленикова открывает бронированную комнату.

Что хранилось в комнате-сейфе?

Прояснив такую неутешительную картину, я решила в очередной раз отправиться в музей им. П. Масленикова сама. Поскольку не раз ходила на самые разнообразные выставки и знаю: кое-что интересное там бывает.

Знание истории родного города и его достопримечательностей – главный залог любви к ним, поэтому за рассказом про историю музея и его фонды я обратилась к Дмитрию Журавскому, заведующему отделом культурно-образовательной работы. Дмитрий любезно провел меня по всем музейным закоулкам.

Архитектор Александр Друкер.
Архитектор Александр Друкер.

Итак, построено здание в 1914 году архитектором Императорской Академии наук Санкт-Петербурга Александром Друкером для поземельно-крестьянского банка, который действовал до прихода советской власти. На то время здание было одним из самых современных и оборудовано по последнему слову техники: здесь провели телеграф, электричество и водяное отопление.

Архитектурное решение Друкер нашел в эклектике: использовал черты классицизма, псевдо-русского стиля и модерна. Внутренний декор входной группы, потолки, колонны и арки украшены аутентичной лепниной. А вот витражи в окнах, которые мы сегодня видим, были сделаны только в 1990-е годы.

С приходом советской власти в 1917 году в здании открылась редакция газеты «Революционная ставка». А с мая 1919-го здесь действовал Могилевский государственный исторический музей с большим фондом ценностей. Их специально свозили подальше на восток от границы, которая после Рижского мирного договора проходила по Минской области.

Могилевский художественный музей им. П.В.Масленикова. Фойе.
Могилевский художественный музей им. П.В.Масленикова. Фойе.

В бронированной комнате-сейфе исторического музея в Могилеве хранились:

  • нумизматическая коллекция (золото с раскопок Помпеи);
  • золотой и серебряный ключи от города Могилева, которые архиепископ Могилевской епархии Георгий Конисский символически передал Екатерине Второй, когда она встречалась в нашем городе с императором Францом Иосифом в 1789-м году;
  • булава короля Польского и Сигизмунда III;
  • коллекция живописи. В частности, картины Айвазовского, Серова, Репина, иконопись Боровиковского и работы других знаменитых художников;
  • древние рукописные книги;
  • иконы.

Здесь же хранился оригинальный Крест Евфросинии Полоцкой 1161 года, созданный мастером Лазарем Богшей. Именно в здании могилевского музея его видели последний раз.

Голограмма Креста Евфросинии Полоцкой в музее им.Масленикова в Могилеве.
Голограмма Креста Евфросинии Полоцкой в музее им.Масленикова в Могилеве.

«Тайна Креста»

Так сегодня называется одна из постоянных музейных экспозиций в бронированной комнате-сейфе, которая была восстановлена в 2013 году.

Сейчас здесь можно увидеть голограмму Креста Евфросинии Полоцкой в натуральную величину. Занималась ее созданием минская компания «Голографическая индустрия», которую возглавляет известный ученый-физик Леонид Танин.

Настоящий Крест Евфросинии был сделан из кипарисового дерева и драгоценных металлов, – на нем было 20 золотых и 21 серебряная пластины, а по всей линии реликвии шла нить из жемчуга.

Сохранилась опись Вацлава Ластовского, знаменитого белорусского деятеля 20-х годов прошлого века. Благодаря ей известно, что с Креста, к тому моменту, как он попал в Могилев, уже были сняты золотые и серебряные пластины и драгоценные камни. Которые, скорее всего, были проданы за рубеж. Молодому государству нужны были деньги, а не реликвии...

А во время Великой Отечественной войны Крест Евфросинии и вовсе был утрачен. По самой распространенной версии, его увезли в Россию во время эвакуации, где он и пропал. По другой, во время оккупации крест увезли немцы. Есть мнение, что сейчас он может находиться на территории США. Правда, ООН предпринимались поиски Креста Евфросинии Полоцкой в Америке, но они не увенчались успехом.

Слуцкое Евангелие и пояс князя Витовта

В 1940-е годы пропал не только Крест Евфросинии, но и большинство ценностей музейного фонда, из которых нашлось только Слуцкое Евангелие, по преданию, написанное самим князем Юрием Олельковичем в 1581 году. Найдено оно было в 2000- х годах в семье, которая даже не подозревала о ценности книги. Национальная Библиотека Беларуси, где теперь хранится оригинал, отпечатала факсимильные копии и одну из них подарила музею им. П. Масленикова. Копию Евангелия можно увидеть в зале экспозиции «Таинственный отблеск столетий», которую открыли в январе 2022 года. Здесь представлены 16 голографических изображений ценностей, найденных на территории Беларуси. Большинство из них сейчас находятся в фондах минских музеев. Один из самых интересных экспонатов - пояс князя Витовта – героя Грюнвальдской битвы 1410 года, наверное, самого известного из князей ВКЛ.

Голограмма пояса Витовта в Могилевском музее им. Масленикова.
Голограмма пояса Витовта в Могилевском музее им. Масленикова.

Сохраненное наследие

Еще одна постоянная экспозиция представлена декоративно-прикладным искусством, иконописью и монументальной фресковой живописью. Здесь интересна восстановленная фреска «Преображение Господне» из Белыничского костела кармелитов, который был снесен в 1970-х годах прошлого века. Фреска была выполнена в 1761 году монахом Иосифом и его помощниками – Шульцом и Прозером. Перед уничтожением костела художник-реставратор Юрий Малиновский со своей командой успел снять фрески и долгие годы занимался их восстановлением.

Фреска «Несение Креста» из этого же костела теперь находится в Белыничском художественном музее.

В экспозиции можно увидеть и белорусские иконы, в том числе копию знаменитой Матери Божией Белыничской, которую почитают, как православные, так и католики. Корона на голове Богоматери – особая католическая традиция и знак особого почитания. Кроме того, на ней изображены гербы родов Сапег и Огинских, которые владели тогда Белыничами.

Фреска «Преображение Господне» из Белыничского костела кармелитов, который был взорван в 1970-х годах при советской власти. Могилевский художественный музей им.
Фреска «Преображение Господне» из Белыничского костела кармелитов, который был взорван в 1970-х годах при советской власти. Могилевский художественный музей им. П.В.Масленикова.

Имя художника было присвоено музею

Павел Маслеников родился в 1914-м году, в котором было построено и здание музея. Жил он с родителями в деревне Низкая Улица, которая сейчас слилась с агрогородком (ранее деревней) Княжицы, где художник когда-то учился в школе. Однажды директор школы организовала ребятам экскурсию в Могилевский исторический музей. Юный Маслеников был так впечатлен богатой живописной коллекцией, что увлекся рисованием и затем – профессиональной живописью. Как одного из лучших выпускников Витебского художественного училища его направили по распределению работать художником-декоратором в Национальный театр оперы и балета.

Дмитрий Журавской, заведующий отделом культурно-образовательной работы Могилевского художественного музея им. П.В.Масленикова в картинной галерее художника.
Дмитрий Журавской, заведующий отделом культурно-образовательной работы Могилевского художественного музея им. П.В.Масленикова в картинной галерее художника.

19 ноября 1990 года в здании бывшего исторического музея открылся Могилевский областной художественный музей. 28 июля этого же года здесь начала работать первая в нашей стране авторская галерея: Павел Васильевич Маслеников, к этому времени уже народный художник Беларуси, подарил музею 125 своих лучших произведений. Через два года после его смерти музею было присвоено имя художника.

В галерее, кроме белорусских пейзажей, можно увидеть много его работ из путешествий по Индии и Непалу. Самая последняя работа художника осталась недописанной – ее передали музею родные. Никто не знает, что он хотел изобразить, но, похоже, что это было предчувствие Вечности.

Самая последняя работа художника осталась недописанной – ее передали музею родные.
Самая последняя работа художника осталась недописанной – ее передали музею родные.

Нескучные выставки

Кроме постоянных экспозиций, в музее часто демонстрируются сменные выставочные проекты.

– В год проходит по несколько десятков выставок, – рассказывает Дмитрий Журавский. – Например, сейчас у нас одновременно представлены временные экспозиций на разные темы. На выставке «Нам жить и помнить», посетители могут увидеть макеты сожженных в годы войны деревень Могилевщины. «Иди и смотри...» – новая экспозиция, посвященная памяти жертв геноцида белорусского народа, дополненная архивными документами.

А с 6 апреля в музее выставка «Мумии фараонов Египта» с экспонатами из частной коллекции и увлекательная интерактивная экспозиция «ЭКСПИРИмЕНтУС», наглядно демонстрирующая различные законы физики и природные явления. Они будут интересны как взрослым, так и детям.

Картины и вещи П.В.Масленикова в Могилевском областном художественном музее.
Картины и вещи П.В.Масленикова в Могилевском областном художественном музее.

Кроме того, каждые выходные здесь традиционно проводятся «Уикенды в музее» в формате семейного досуга. Периодически проходят мастер-классы и квесты.

Чтобы найти то, что придется по вкусу именно вам, следите за афишами музея в соцсетях.

О других путешествиях Евгения в поисках изображений банкнот в 5, 10, 20, 50, 100 рублей читайте в прошлых публикациях:

«Грашовая» кругосветка» могилевчанина: дворец Румянцевых и Паскевичей в Гомеле

«Грашовая» кругосветка» могилевчанина: Несвижский замок