Прежде всего напомним об участниках бобруйского общества по интересам «Истоки», о которых мы рассказывали ранее:
- Светлана Калюта – местный краевед, бывшая заведующая библиотекой №4, которая своими истоками стала интересоваться более 20 лет назад.
- Анна Петрова, которая работала в школе учителем английского языка, переводчиком в торгово-промышленной палате и в агентстве «8 чувство».
А сегодня у нас в гостях еще одна участница объединения по интересам «Истоки» – Людмила Гусак, коренная бобруйчанка, с недавних пор пенсионер и работает в охране, в прошлом мастер маникюра и педикюра.
Когда вы серьезно увлеклись генеалогией? Что стало толчком к этому?
– Генеалогией серьезно занялась около двух лет назад, хотя своим семейным древом и семейными историями интересуюсь с молодости. Но в то время еще многое от нас скрывали, в свободном доступе документов не было, интернета тоже. Да и мне было не до генеалогии: я жена офицера, двое детей, 14 лет служили в Прибалтике, потом Оренбург, просто «руки не доходили», хоть интерес к истории своего рода был. Я всегда слушала воспоминания старших членов семьи, их истории из жизни, запоминала, писала дневники, заметки, рассказы. Так постепенно и пришла к тому, что пора начать серьезно заниматься сбором фактом, документов, метрических данных. На сегодня знаю пофамильно всех своих родных до 7-8 колена, где жили, чем занимались, их детей, внуков.
Какие самые интересные и необычные факты о своих предках вы узнали?
– Мой отец, Карпович Виктор Адамович, участник войны, с 13 лет партизанил в лесах Логойска и Плещениц, был рядовым в бригаде им. Кутузова, имеет награды и орден. Был морским офицером. Папа писал мемуары, много рассказывал о своих корнях. Дед моего отца, Селицкий Петр Иванович, 1880 года рождения служил еще при царе, был в офицерском звании, защищал Порт-Артур, был в плену у японцев. Его и его сослуживцев, оставшихся в живых, потом выкупило у Японии военное руководство Российской Империи. Он умер до революции в Каунасе в 1915 году. Другого деда моего отца, Карповича Адама Станиславовича, не пощадила адская машина репрессий, его выслали в 1933 году в Казахстанские степи. Домой он шел пешком восемь месяцев и чуть не умер от тифа. Когда вернулся, его семье не разрешили жить в родной деревне и выслали за 101 км. от столицы. Он с женой и тремя маленькими детьми обосновались в Бобруйске.
Однажды в разговоре с тетушкой я узнала, что у моего родного деда (маминого отца) Похваленого Александра Гавриловича, оказывается, был родной брат Василий, который умер в лагерях Коми АССР в годы войны, а я-то думала всегда, что из 11 родившихся у прабабки детей выжил только мой родной дед. Удалось выяснить, что Василий имел семью, жену и двоих сыновей. Жили они в деревне Воевичи Кличевского района. До войны его призвали в армию, служил он в Барановичах и занимался лошадьми.
Умел их подковать и однажды случился с ним неприятный случай: подкованная им лошадь, захромала, наступила на ржавый гвоздь и моего двоюродного деда арестовали, осудили, как вредителя государственного имущества, выслали в Коми АССР, а там еще одну статью приписали и дали ему 10 лет лагерей. Жену и детей объявили семьёй «врага народа» и тоже запретили жить в своей деревне. Позже всех моих родственников реабилитировали. Но жена Василия умерла от горя в молодом возрасте, а дети остались сиротами, их воспитывала бабушка, которой позже государство за несправедливую смерть ее сына в лагере присудило пенсию. О Василии напечатали целую статью на сайте «Север неизвестный» в республике КОМИ, я долго и много давала интервью журналисте этого сайта.
У меня есть фото 1900 года моего прадеда Петра Ивановича Селицкого, это просто драгоценная моя находка. Я вживую разговаривала с женой брата моей родной бабушки, ей уже 96 лет, а она в твердой памяти и все помнит, записала воспоминания ее на диктофон.
Что даем вам занятие генеалогией?
– Это неисчерпаемая информация, работа для ума. Это интересная жизнь и путешествия в мир прошлого, знакомство с родственниками, которых ты просто не знал или видел их только в детстве, приятные трепетные встречи, фотографии, разговоры, воспоминания. Я вот, например, нашла трех своих троюродных братьев, познакомилась с ними и их женами, их детьми и внуками. Побывала на родине своих дедов, поклонилась могилам моих бабушек и дедушек. Мои дети полностью единодушны со мной, это нас роднит еще больше. Да и с внуками есть, о чем поговорить, чтоб выросли они умными, знающими, целеустремлённым людьми, помнящими истоки своего рода.
КСТАТИ
Где заняться генеалогией?
С 2015 года в Бобруйске существует генеалогическое общество «Истоки», которое объединяет людей, увлекающихся этой темой. Его инициатором и идейным вдохновителем стал Александр Климович, руководителем была Светлана Калюта, сейчас эти функции переходят к Анне Петровой. На сегодняшний день в обществе 15 участников, из них наиболее активных 7-8. «Истоковцы» встречаются раз в месяц (сейчас больше онлайн), делятся опытом своей поисковой деятельности, издают раз в полугодие историко-генеалогический вестник «Родословъ», в котором печатаются не только члены объединения, но и единомышленники из других городов. Постоянно сотрудничают с аналогичными объединениями в Твери, Краснодаре, Калининграде. Если вы желаете стать участником объединения «Истоки», звоните Анне Петровой: (+375-29) 115-80-07 или Светлане Калюта: (+375-29) 345-54-71.