Испытано на себе. Как мошенники могут оставить вас без копейки

4989
Ирина Половикова/ magilev.by. Фото: Pixaby
В последнее время в лентах новостей снова все чаще стали мелькать случаи, когда виртуальные мошенники «легким движением руки» оставляют без сбережений, а то и с огромными кредитными долгами наших соотечественников. И всякий раз, читая подобные истории, большинство из нас качает головой: «А где у самих пострадавших голова была? Как можно так легко поддаться на «развод»?»

Примерно так всегда рассуждала и я сама. Мало того – не один раз писала всевозможные профилактические заметки, рассказывая людям о том, что «нужно быть предельно осторожными и не доверять незнакомым людям». А потом – стала жертвой самого что ни на есть банального «развода», рассказывает корреспондент могилевского сайта magilev.by.

Рекламная акция для лохов

Впервые в такого рода историю я попала еще в «докомпьютерную эпоху». Тогда, правда, я была лишь косвенным участником истории и своими деньгами не рисковала, но осадочек остался…

Случилось это лет 15 назад, когда подавляющее большинство из нас только начинало осваивать компьютеры и мобильные телефоны, а по офисам организаций и квартирам вереницами тянулись коробейники, в полосатых «челночных» сумках у которых было все, что душа пожелает: кофточки, носки, наборы ножей и даже книги. В этот летний день я была в гостях у приятельницы. Пили кофе, болтали о своем, «о девичьем», когда раздался звонок в двери. «Вроде никого не жду», – пожала плечами подруга и пошла открывать. Я, естественно, не смогла преодолеть любопытства и тоже высунулась в прихожую.

На пороге стояла хрупкая девушка с огромной сумкой в руках. И, даже не дав нам открыть рта, с пол-оборота начала рассказывать про «рекламную акцию нового магазина» и про то, что именно моя приятельница в результате лотерейного розыгрыша стала одной из тех счастливчиков, которые могут приобрести предлагаемые в этом магазине товары за треть цены, а в течение недели получить еще и открытку с приглашением на открытие, где будут вручаться ценные призы. Трещала «коробейница» без умолку, не давая нам вставить даже полслова, а уж тем более задать какой-нибудь вопрос. И через пару минут мы, две взрослые, образованные и ироничные тетки, банально «поплыли». Причем до такой степени, что, не обнаружив в кошельке достаточной для оплаты «уникальных рекламных товаров» суммы, приятельница с готовностью согласилась сбегать к ближайшему банкомату и снять недостающие деньги!

Мы с «коробейницей» остались дожидаться ее на кухне, куда я вежливо пригласила девушку. Поскольку ей уже было ясно, что я здесь «музыку не заказываю» и меня агитировать смысла нет, девушка молча сидела на стуле, бросала на меня настороженные взгляды и с каждой минутой почему-то нервничала все сильнее. А я будто от гипнотического сна начала отходить: веселое любопытство (что там за подарки приятельнице перепадут?) сменилось подозрительностью, за которой последовала мысль: «А ведь тут что-то точно не чисто, нужно звонить в милицию!». Я уже даже направилась к телефону, с твердым решением закрыть двери на ключ и вызвать наряд, но именно в этот момент примчалась запыхавшаяся подруга. С деньгами. «Коробейница» моментально выставила на стол несколько ярких коробок с товаром, схватила деньги и пулей вылетела за дверь.

Когда мы распаковали «уникальный» товар, долго не могли прийти в себя от изумления: копеечный грязно-розовый пластиковый электрочайник, приспособление для ручной нарезки овощей и простенький утюг не стоили и трети той суммы, которую за них отдали… Мы хохотали (хотя денег, конечно, было жалко) и никак не могли понять, почему так дружно повелись на эту глупость? Ну точно, – гипноз!

Фото носит иллюстративный характер. С сайта: Pixaby
Фото носит иллюстративный характер. С сайта: Pixaby

«Пока вы доберетесь до банка, ваш счет уже обчистят!»

Второй опыт общения с мошенниками стал для меня куда катастрофичнее: в один момент я лишилась достаточно крупной суммы и осталась фактически без копейки.

Звонок по вайберу застал меня в обеденный перерыв. Звонивший представился сотрудником службы безопасности банка, обслуживающего мой расчетный счет, и сообщил строгим голосом, что сегодня зафиксировано несколько попыток несанкционированного доступа к моим сбережениям. А услышав в моем голосе легкое недоумение, посоветовал проверить смс-сообщения на телефоне: «Женщина, вы что, вообще не смотрите, что вам пишут?».

Когда я заглянула в телефон, у меня в буквальном смысле слова волосы встали дыбом: 5 сообщений о попытке перевести мои деньги в юани (вот почему именно в китайскую валюту, спрашивается?), еще 3 – просто снять часть средств. И, что самое ужасное, прямо на моих глазах список поступающих смс продолжал расти.

Дальше все происходило примерно так же, как и в той давней истории с «коробейницей»: сообщения продолжали сыпаться (в тот момент я, кстати, почему-то даже внимания не обратила, что в каждом из них есть строчка: «банком отказано»), сотрудник службы безопасности в ответ на мои отчаянные вопли посоветовал взять себя в руки и четко следовать его инструкциям. Какое-то время я пыталась сопротивляться и подойти к ситуации с разумной точки зрения: а почему нужно все это делать дистанционно, заблокируйте мой счет, я приду в банк и там продолжу с вами работать над устранением этой ситуации… Все они (на фоне нарастающего давления лавины смс-сообщений) натыкались на строгое: «Если мы заблокируем счет, то не сможем вычислить преступника. А пока будем дожидаться, когда вы доберетесь до банка, ваш счет уже обчистят!».

Пару раз у меня просыпалось настойчивое желание позвонить по короткому номеру своего банка и узнать, что на самом деле происходит? Я даже протягивала руку к стоящему рядом городскому телефону, но… так и не позвонила: на том конце провода будто каким-то чудом угадывали каждое мое движение и тут же предотвращали попытку сорваться «с крючка» лавиной новых непонятных советов и рекомендаций. При этом я, несмотря на настойчивые требования, категорически отказалась продиктовать номер карточки и коды доступа, поступающие на телефон. Это сидело, когда-то затверженное, в подкорке и даже гипноз не мог заставить меня нарушить эти правила. Если бы так же твердо я помнила, что не нужно загружать никаких дополнительных программ...

Обеденный перерыв уже подходил к концу (мошенники продержали меня «на проводе» почти час), когда, нажав очередной раз на кнопки компьютерной клавиатуры, я увидела, как мои деньги «улетают» в неизвестном направлении, оставив мне пустой расчетный счет! В ухо ударили короткие гудки.

Потом был звонок в банк, который подтвердил мои худшие опасения, заявление в милицию, беседа с оперативником и следователем, сочувственные взгляды коллег и оглушающее недоумение: «Почему я это сделала?».

Защити себя сам

Прошел год, деньги мне, конечно же, никто не вернул, поиск мошенников все еще продолжается и шансов, что их найдут, практически нет. Но печальный опыт меня все-таки чему-то научил.

Сотрудники банка, милиции, налоговой службы и прочих специальных служб НИКОГДА не звонят по вайберу, – только по телефону.

Если с вашим расчетным счетом или банковской картой возникают проблемы, вас пригласят в банк (милицию, налоговую и т.д.) и НИКОГДА не будут решать эти проблемы дистанционно, тем более с использованием мессенджеров, не убедившись посредством предъявленных вами документов, что это действительно вы.

Затвердите назубок короткий номер телефона вашего банка и номер дежурной службы милиции «102». Повторяйте их ежедневно с утра и перед сном, сопровождая фразой: «Ни с кем не буду говорить, пока не позвоню по одному их этих номеров». Это только кажется смешным, на самом деле затверженная до автоматизма фраза и номера телефонов в нужный момент заставят вас так же автоматически выполнить именно эти действия.

НИКОГДА не позволяйте втянуть себя в разговор незнакомым людям, даже если они представляются сотрудниками службы безопасности банка или милиции. Если этот звонок не был ожидаемым, нажмите отбой, перезвоните в соответствующую организацию и убедитесь, что такой сотрудник имеется и у него есть полномочия для разговора с вами.

НИКОГДА не оформляйте никаких кредитов, тем более дистанционно, если это не было вашим личным, осознанным и продуманным решением, и у вас нет четкого понимания для чего вам эти деньги нужны и как вы их будете возвращать.

НЕ ХРАНИТЕ все денежные средства на одном счету. Разумное решение – как минимум два, можно в разных банках. На одном оставляете деньги на ежедневные расходы, на второй переводите те, которые в ближайшие две недели вам не понадобятся. Хлопотно? Зато меньше шансов остаться ни с чем.

Если хотите оформить депозит через личный кабинет интернет-банкинга выбирайте только БЕЗОТЗЫВНЫЕ варианты. Эти сбережения вы не сможете перевести мошенникам даже под гипнозом, – условия договора не позволят. А вот отзывные – в любой момент.