Читательница «ВБ» Татьяна на днях прислала нам интересное фото: на нем изображена упаковка молока брэнда «Бабушкина крынка» с этикеткой на... китайском языке. Такое молоко бобруйчанка, по ее словам, увидела в магазине «Санта», что на пр. Строителей.
– Для белорусского потребителя на упаковке вся информация на русском языке, но, по стандартам, мы можем дублировать текст и на иностранном. Конкретно в этом случае – в наши магазины попала продукция с китайскими иероглифами, потому что сейчас мы сотрудничаем с Китаем и планируем уже с февраля поставлять туда нашу продукцию, – объяснил ситуацию директор бобруйского филиала ОАО «Бабушкина крынка» Сергей Козлов.
По словам Сергея Михайловича, молоко, которое вскоре отправится в Китай, имеет длительный срок хранения – за счет упаковки тетрапак. Среди 19-ти филиалов «Бабушкиной крынки» только в Бобруйске есть возможность производить молоко в такой упаковке. Директор даже пригласил нас в гости на предприятие, чтобы увидеть, как это делается, своими глазами. Мы с благодарностью приняли это приглашение.
Работа без выходных
Руководителем бобруйского филиала ОАО «Бабушкина крынка» 45-летний Сергей Козлов работает с 2020 года. До этого возглавлял Могилевское государственное объединение «Мясомолпром». Родом из Могилева, сейчас живет в Бобруйске и домой ездит только на выходных.
– Здесь более живая работа, производственная, – рассказывает о бобруйском филиале Сергей Михайлович. – Сейчас, я считаю, у нас стабильно хорошее качество продукции. Это благодаря коллективу, в котором каждый на своем месте.
Всего в бобруйском филиале сегодня трудится 301 человек. Завод работает круглосуточно (ведь молоко – скоропортящийся продукт), в сутки перерабатывает до 200 тонн молока.
Бобруйский филиал – без прав юрлица, денежными потоками распоряжаются в Могилеве. Задача бобруйчан – обеспечить прием, переработку молока, произвести из него продукцию и снабдить ею (а также всем ассортиментом «Бабушкиной крынки») не только город, но и прилегающие районы: Бобруйский, Глусский, Кировский, Осиповичский, Кличевский. И так каждый день, без выходных.
– Мы не убыточные, предприятие работает стабильно, постоянно развивается, – добавляет директор.
Сделано в Бобруйске
– Наш эксклюзив – это творог в мешках, он делается только в Бобруйске, – рассказывает Сергей Михайлович. – В сутки выпускаем 12-14 тонн такого творога. Он востребован на рынке. Еще только у нас делаются «лодочки» по 220 грамм – это творог в пластиковой упаковке вытянутой формы.
А еще в Бобруйске планируют освоить в этом году производство зерненого творога. Потом, по словам директора, попробуют сделать израильский домашний сыр Коттэдж (творожное зерно, смешанное со свежими, чуть подсоленными сливками). И освоить новую линейку молочных коктейлей в кувшинах от 200 до 450 мл.
Но главная новинка бобруйчан впереди. По словам директора, в ближайшем будущем в филиале будут выпускать... немолоко. Так называется новинка пищепрома, которая выглядит как настоящее молоко, но состоит из растительных ингредиентов и является альтернативой натуральному коровьему молоку. Ее выпускают для тех, кто, например, не переносит лактозу или просто заботится о своем здоровье, придерживается диетического питания. Сейчас специалисты завода выбирают виды сырья, из которого будет делаться такое молоко.
– Мы тестируем и рисовое, и миндальное немолоко, и на основе кешью. Я думаю, выпустим несколько видов, – говорит директор. – Это довольно перспективное направление и хорошая возможность увеличить объемы производства нашего филиала. Если все пойдет по плану, то уже к лету мы увидим первую партию этого продукта в наших магазинах.
– Планов много, мы развиваемся, – добавляет Сергей Козлов. – В этом году проведем модернизацию оборудования и будем делать на нем высокожирные, до 33-х процентов, сливки. На этой же линии будут производиться и взбитые сливки для кондитерской промышленности.
Что берет потребитель и что любит директор?
– Самый ходовой товар – это творог 5-процентной жирности в 400-граммовом мешке, – говорит директор филиала.
– А что вы сами больше любите, Сергей Михайлович?
– Если есть продукция обезжиренная и 9-ти процентов жира, то надо выбрать посередине. Как и во всей жизни, нужно искать баланс. Поэтому я, как и наши покупатели, предпочитаю «пятерочку». Но сметану люблю «двадцатку», а если их соединить, то это вообще! (Смеется).
Почему китайцы стали пить молоко
Вопреки устоявшемуся мнению, что китайцы, мол, молока не пьют – не переваривают, Сергей Козлов считает, что китайский рынок – одно из самых перспективных направлений для сбыта молочной продукции. И приводит цифры: бобруйский филиал планирует поставлять в Китай ежемесячно по 3-4 контейнера молока, это около 100-150 тонн в упаковке тетрапак со сроком годности 9 месяцев. Для сравнения: на внутренний рынок филиал перерабатывает сегодня 434 тонны молока в месяц, а на внешний рынок – около 55 тонн.
– Им понравилась наша продукция, были вопросы, скорее, технического характера. Например, что информация на этикетке на китайском должна быть четко пропечатана, не стираться, для этого мы закупили высококачественный принтер и отпечатали наклейки, которые покупатели увидели в магазине, – рассказывает Сергей Михайлович. – Качество печати подтвердилось, иероглифы хорошо видны.
– В Китае культура потребления молока действительно появилась только лет 10-15 назад, – поясняет директор. – Но сейчас государство там заинтересована в том, чтобы потребление молока увеличилось, они считают это полезным для своих граждан.
– А разве у них нет своих производств по переработке молока?
– Китайцы очень быстро развиваются и реагируют на спрос, поэтому и в этой сфере, я думаю, они отреагируют. У них уже появляются молочно-товарные фермы.
Основным же источником сбыта готовой продукции у той же «Бабушкиной крынки» остается Россия, которая покупает все виды творогов, сметану, сливки... Есть поставки и в Армению, Азербайджан, Грузию, все страны СНГ.
Но если Китай «заработает на полную мощность», то у нас, возможно, не будет ресурсов поставлять куда-то еще, предполагает директор бобруйского филиала. Ведь в приоритете всегда – внутренний рынок.
Время работать и время читать Чехова
Гормолзавод Бобруйска в последние годы пережил непростые времена. Были и убытки, и жесткие кадровые решения, и суды с работниками. И у всех еще в памяти громкое ЧП 2018 года, когда на своем рабочем месте была найдена повешенной директор предприятия Татьяна Корнилова...
– Что для вас, как руководителя, самое сложное? – задали мы вопрос Сергею Козлову.
– Трудно сказать. Наверное – добиться, чтобы в коллективе не возникало ссор, чтобы мы были как одна семья. У меня такие понятия, наверное, еще советские. Я считаю, что, коль мы большую часть времени проводим на работе, то на работе должно быть комфортно. И хочется, чтобы все всегда приходили на выручку другому, не говорили, что это нас не касается, а помогали.
– Говорят, вы и сами это показываете, личным примером?
– Я вместе со всеми и снег чищу, а если не хватает людей, то могу и на линию встать, корона не упадет. Если директор идет навстречу, то и все остальные, без вопросов, придут.
– Как работники реагируют на это?
– Удивляются, но я это считаю нормальным и правильным.
– Какие еще у вас есть принципы руководства?
– Самое главное – это держать слово. Конечно, лучше подумать перед тем, как что-то обещать, но если уже пообещал, то надо гнуть эту линию. Без этого полноценным руководителем стать нельзя, я считаю. Как и без порядочности и справедливости.
– Сергей Михайлович, я знаю, вы сегодня в отпуске, а на рабочем месте, почему?
– Так получилось, что сегодня (разговор был 19 января – прим. авт.) у нас запланирована встреча руководителей крупных филиалов. Мы проведем рабочее совещание, обменяемся опытом. И так как это день Крещения, то решили, что в деревне Турки на реке Ола окунемся в прорубь. Все согласны, подготовили полотенца, горячий чай, по ложке рыбьего жира перед окунанием. Думаю, эта встреча нам запомнится надолго (смеется). Я лично уже 25 лет окунаюсь и никогда не болел после этого.
К слову, окунается в прорубь директор не только на Крещение, может «и просто под настроение». А еще увлекается настольным теннисом, играет в мини-футбол. Любит Чехова, которого перечитывает, «и с каждым прожитым годом все написанное воспринимается по-новому».