Как быстро бежит время!
Вы не заметили? Еще «вчера» вы выбирали для своего «долгожданного счастья» коляску, самокат и велосипед, а теперь подходит время выбирать школу и портфель – и в это трудно поверить. А вы уверены, что ваше «чадо» готово к обучению? Ведь не каждый родитель способен объективно оценить возможности будущего первоклассника.
У детей в возрасте 5–7 лет происходит очень активное развитие интеллектуальной, речевой, физической и эмоциональной сферы. В этом возрасте ребенок меняется на глазах. Как правило, потенциальный ученик к 6–7 годам уже должен иметь определенный запас знаний, умений и навыков во всех этих сферах.
Я предлагаю вашему вниманию обзорный ряд вопросов и критериев, по которым вы сможете условно определить, готово ли ваше «сокровище» стать учеником. Разумеется, это не исчерпывающий перечень, но он поможет вам определиться, над чем стоит еще поработать, к кому обратиться за помощью в случае необходимости. А иногда и решить для себя, может стоит повременить с походом в «новую жизнь»? Действительно, есть дети, для которых будет лучше познать «гранит науки» ближе к 7 годам.
Итак, дорогие родители, сформировался ли ваш ребенок как личность? Свидетельством этого может служить способность ребенка «налаживать» самостоятельное продуктивное общение не только со своими сверстниками, но и со взрослыми людьми. Положительный ответ на этот вопрос подразумевает также умение действовать в определенных ситуациях самостоятельно. В то же время задумайтесь, как часто ваш «почти первоклашка» может спорить с другими детьми, а потом предложить им компромиссное решение, которое устроит всех? А может, он умело находит компромисс, споря с вами? Поздравляю! Перед вами «личность». Следует склонить голову и перед теми, кто может во имя дружбы и общения уступить и посчитаться с чужим мнением. Зачет! Это поступок первоклассника.
Как узнать, есть ли проблемы с речью?
Следующий вопрос, на который следует ответить – есть ли проблемы в речевом развитии малыша? Отсутствие проблем в речи сокращает до минимума проблемы в усвоении чтения и письма, и других учебных навыков. Вам стоит обратить внимание на следующие критерии развития речи:
- произношение звуков
- количество и разнообразие слов, используемых ребенком для общения, изложения своей точки зрения, мыслей, рассуждений
- грамматическое оформление речи (умение правильно согласовывать между собой части речи)
- пособность вести диалог
- умение самостоятельно составить рассказ по картинке или серии картинок.
Ниже предложена серия заданий, которая даже неспециалисту позволит определить, есть ли пробелы в речевом развитии ребенка.
Для определения словарного запаса начните с существительных. К любому объекту ребенок должен назвать части (детали) каждого. Например, у рубашки (платья, кастрюли, коровы, ежика) есть манжет, рукав и т.д. – чем больше, тем лучше. Подсказывать нельзя, можно лишь указывать ребенку на ту или иную часть (деталь). Ее название ребенок должен сказать сам. Хочется обратить внимание, что дети затрудняются и путают между собой названия обуви: туфлями называют сапоги, босоножки. Столовые приборы – посудой, или, например, «это то, чем едят». Пальто и шубу называют куртками, а кепку и панаму – шапкой. Такие ответы свидетельствуют о недостаточности словаря существительных. Для решения проблемы стоит приобрести или вырезать из журналов всевозможные картинки и иллюстрации. С ними следует работать по темам («Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Цветы», «Мебель» и т. д.). Рассматривая изображения, проговаривайте названия частей и деталей. Следует прорабатывать каждую тему во всех направлениях в течение одной-двух недель.
Незаменимыми в нашей жизни являются слова-признаки. Их тоже должно быть соответствующее количество. Например, на вопрос «Какой лимон?» начинаем перечислять: «Желтый, кислый, овальный, твердый, спелый». Не забудьте и про качественные прилагательные. Они указывают на материалы, из которых сделаны разные предметы или указывают на их происхождение: ложка – металлическая, деревянная, пластмассовая, сок – яблочный, грушевый, виноградный, апельсиновый, сливовый, овощной, фруктовый и другие. Образование прилагательных от существительных дает ребенку массу возможностей для словотворчества. Еще интереснее определять, чей хвост у белки (беличий), чья нора у лисы (лисья), чье ухо у медведя (медвежье) и т. д.
Проверьте глагольные формы на наглядной основе. Подойдут любые иллюстрации, в том числе из журналов, страниц сказок. Как альтернатива – наблюдение из окна или на улице во время прогулки за действиями птиц, людей, домашних животных, насекомых, транспорта. Можно проговорить действия, осуществляемые объектами природы – солнцем, деревьями, цветами, ветром, травой. Стоит убедиться, не путает ли малыш близкие по звучанию и значению слова: ехал-уехал-подъехал-объехал-заехали-переехал-съехал; писать-переписать-записать-подписать т. д. Задания на различие временных форм (настоящее, прошедшее и будущее) тоже являются немаловажными для определения речевых навыков школьника: рисует – рисовал – будет рисовать. Придется потрудиться и назвать слова-действия, связанные с предметами, объектами: собака лакает, рычит, идет, бежит, смотрит, играет, охраняет, сторожит, грызет, скулит, сидит, лежит, защищает и т. д. Глагольный словарь хорошо проверять и отрабатывать на теме «Профессии». Строитель, повар (что делает?) строит, красит и т. д.
Осваивайте диалог
Ребенок к школьному возрасту не должен испытывать трудностей в ведении диалога. Если у малыша с этим «не складывается», обсуждайте буквально все: увиденный мультфильм, прочитанную сказку, житейские дела, прошедший день, прогулку. Пусть малыш учится правильно строить предложения, задавать вопросы, а также слушать и понимать собеседника. От диалога переходите к рассказу. Для начала положите перед ребенком сюжетную картинку и послушайте, что он расскажет. Если просто перечислит отдельные предметы – задание не идет в зачет. Рассказ должен состоять из грамматически правильно построенных предложений, иметь сюжет. Ребенок должен четко передавать смысл изображенного на картинке или серии иллюстраций.
Если вы сомневаетесь в качестве своей оценки, то обратитесь к специалисту – логопеду. Рекомендуют оценивать еще физиологическую и психологическую готовность ребенка к школе – педиатр и психолог всегда готовы вам в этом помочь. У каждого из них свои критерии оценки готовности ребенка к школе (абсолютные размеры тела, смена молочных зубов, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность и т. д.)
Успехов вашему будущему первокласснику и хороших оценок. Дорогу осилит идущий!