Правительство Литвы аннулировало соглашение о железнодорожном транзите через страну калийных удобрений производства ОАО «Беларуськалий» в Клайпедский порт. С 1 февраля договор является недействительным. Об этом сообщил глава министерства транспорта страны Марюс Скуодис, сообщает Delfi.
Решение было аргументировано тем, что договор перестал отвечать интересам национальной безопасности. Скуодис отметил, если удобрения «Беларуськалия» захотят перевозить другие компании, то их договоры с белорусским предприятием также будут проверяться правительством Литвы.
В компании «Литовских железных дорогах» (ЛЖД) заявили, что готовы с февраля прекратить оказание услуг белорусскому производителю удобрений.
ЛЖД заключило договор с ОАО «Беларуськалий» весной 2018 года, договор действует до конца 2023 года. По данному договору через Литву и Клайпедский порт перевозится около 11 млн тонн белорусских удобрений в год.
О том, что министерство транспорта Литвы подготовило законопроект, запрещающий перевозку грузов из Беларуси по территории страны, стало известно 10 декабря 2021 года. Этот закон должен был прервать транзит, но в указанный срок перевозка приостановлена не была. Из-за этого Скуодис и глава МИД Литвы Габриелюс Ландсбергис подали в отставку. Однако премьер-министр страны Ингрида Шимоните их заявления отклонила.
Напомним, ранее стало известно, что с 1 апреля отношения с белорусским калийным гигантом разрывает норвежская компания Yara, которая является одним из ключевых игроков на европейском рынке.
Белорусская калийная компания работала с норвежской компанией по пятилетним контрактам. Согласно официальной информации, на протяжении 2011-2015 годов БКК поставляла норвежцам более одного миллиона тонн калия в год.