1 января 1968 года в эфир вышел первый выпуск телепрограммы «Время». История старой фотографии

3422
Евгений БУЛОВА, magilev.by. Фото из архива автора
53 года назад в эфире Центрального телевидения впервые появилась главная информационная программа Советского Союза «Время», с которой у автора этого материала связаны в некотором роде поучительные воспоминания. Но обо всем по порядку.
Первая телезаставка легендарной программы.
Первая телезаставка легендарной программы.

Об истории телепрограммы «Время» и связанных с ней личных воспоминаниях пишет могилевский журналист Евгений Булова:

– Первое время программа выходила только 3 раза в неделю и без ведущих – работу в студии заменяли прямые включения журналистов с места событий. Привычный формат появился только в начале 70-х, когда редакцию возглавил легендарный журналист, создатель радио «Маяк» Юрий Летунов. Студия переехала в «Останкино», а сама передача стала цветной. С 1972-го хронометраж «Времени» – 30 минут.

Если речь шла о важном политическом событии, которое происходило не в Москве, пленку нужно было самолетом доставить во Внуково, оттуда срочно привезти в Останкино, проявить, просушить и только после этого увидеть, что конкретно снято, нет ли брака, можно ли начинать монтаж. В постперестроечные 90-е название программы сменили вместе с политическим курсом.

А потом название опять вернули. Сначала «Время» попарно вели дикторы – Игорь Кириллов и Нонна Бодрова, Анна Шатилова и Евгений Суслов. В программе также работали Виктор Балашов, Аза Лихитченко, Вера Шебеко, Светлана Жильцова, Владимир Бирюков, Юрий Фокин, Леонид Золотаревский, Юрий Гальперин. В 90-е передача стала выходить в эфир с одним ведущим, а дикторский отдел был закрыт.

Первый выпуск вышел под музыку Георгия Свиридова к кинофильму «Время, вперед!». Вот именно на музыкальной составляющей «Времени» я и хотел бы сосредоточить ваше внимание . Композиция, конечно, великолепная, знаковая. Это почти что как «Smoke On The Water» группы «Deep Purple» для любителей рок-музыки. Сюита создана на основе музыки к одноименному двухсерийному кинофильму Михаила Швейцера «Время, вперёд!» (по одноименному роману Валентина Катаева), посвященному строительству первой очереди Магнитогорского металлургического комбината.

Лично у меня по сей день мурашки бегут по телу, когда слышу это произведение Свиридова. А тут еще древняя фотография под руку подвернулась. Из архива Веры Гавриловны Капица, бабушки моей супруги. Бабушки уже давно нет, а фото есть, долгое время пылилось на полке в шкафу и как-то совершенно неожиданно, в канун нынешнего Нового года, напомнил о себе.

Сватовство почтового служащего Василия Свиридова. Фото 1910 года.
Сватовство почтового служащего Василия Свиридова. Фото 1910 года.

Снимок сделан где-то в 1910 году. Маленькая Вера – крайняя справа из трех сидящих в необычном кресле девочек. А вот бравый джентльмен в форме почтового служащего с усами в самом центре кадра – Василий Свиридов, отец еще не родившегося к тому времени композитора, автора знаменитой сюиты «Время, вперед!».

Будущий папа будущего композитора, как это тогда говорили, сватался к одной из трех дам на фото – примерно такого же, как и он, возраста. К какой точно – уже неизвестно. И сватался, похоже, безуспешно, ибо при другом раскладе обязательно было бы пояснение, что на фотографии не только отец, но и мать композитора Свиридова, родившегося в 1915 году. На обратной стороне снимка была достаточно подробная карандашная аннотация, но она постепенно стерлась.

Время как бы остановилось. Но время — вперед! Армавир, 1988 год.
Время как бы остановилось. Но время — вперед! Армавир, 1988 год.

Эту историю могла бы дополнить, понятное дело, сама Вера Гавриловна, фото которой (вместе с моей супругой, сыном и верным псом Шариком) здесь также прилагается. Я «щелкнул» эту компашку в 1988 году, когда мы гостили у бабушки в Армавире. Не исключено, что в этот момент (а дело было под вечер) из комнаты даже зазвучала музыка программы «Время» и Вера Гавриловна, может быть, через несколько секунд в очередной раз напомнила нам с супругой о деталях ситуации, запечатленной на историческом снимке. Но это было возможно только тогда, 30 с лишним лет назад…

Сейчас же мы всего лишь рассеянно потираем лбы, вспоминая то время, когда о многом можно было узнать от той же бабушки, кстати, прошедшей сталинские лагеря. Но нам все было недосуг, нас что-то гнало вперед. Тогда и сейчас. Наверное, тоже время. Больше ведь некому. Время – вперед!