«Рабочий процесс идет своим чередом. Но боль утраты не передать словами»
О фермерском хозяйстве «Гайшун», что находится в деревне Осово Бобруйского района, мы писали не раз. Напомним, это семейный бизнес. Владимир Семенович гайшун был главой хозяйства, его супруга Людмила Михайловна – его заместителем, сын Сергей – инженером, невестка Юлия – секретарем. В этом году семью Гайшун постигло большое горе: 14 августа Владимира Семеновича не стало.
– Пока официально я не являюсь главой хозяйства, – говорит его сын Сергей. – По закону, полгода у нас – доверительный управляющий, никто из наследников не может быть главой, пока не вступим в наследство. Сейчас доверительным управляющим является моя супруга Юлия. Хотя на деле основные оргвопросы, разумеется, решать приходится мне, так как, по сути, я и был правой рукой отца и в курсе всех дел. А супруга подписывает договора, бумаги. В экономическом плане этот год был для нас неплохим, скажем так, не хуже, чем раньше. Картофель дал хороший урожай, рентабельность его была высокой. Продавали картофель на белорусском рынке и поставляли в Россию. А вот для фацелии сложились неблагоприятные погодные условия, и урожайность ее была слабенькая. Редька масличная дала ожидаемый результат. В этом году закупили новую дорогостоящую технику: три разбрасывателя удобрений, две косилки роторные, при отце еще приобрели весы хозяйственные на 60 тонн, сушилку для зерновых.
Никто из работников не уволился, в хозяйстве, как и ранее, работает 13 рабочих. Средняя зарплата – 700-750 рублей, во время уборочной была более 1 000. То есть, рабочий процесс идет своим чередом. Но боль утраты близкого человека не передать словами, эта рана заживет не скоро...
«Платежи растут, а работы меньше»
Обувных дел мастер, потомственный сапожник Михаил Поляков был героем публикации «ВБ» в январе этого года. Напомним, еще его дедушка был известным сапожником в городе, а у Михаила две мастерские в городе по ул. Минской.
В начале года обувщик сетовал, что заработок дается непросто... Оказалось, за этот год все только усугубилось.
– Платежи растут, а работы меньше, – говорит Михаил. – Отопление в нашей мастерской, что в здании бани, сейчас обходится дороже, чем в этой (Михаил говорит о полуподвальном помещении в одном из домов недалеко от остановки «Школа», где сам и работает – прим. авт.), хотя там восемь «квадратов», а здесь у меня – 34. Здесь плачу 80 рублей, а там – почему-то 87. Плачу одному и тому же предприятию – «Теплоэнергетике». Там, мне сказали, что поставили счетчик новый в бане, и сейчас, мол, он показывает иначе. Так что, в три раза больше показывает? Вот сейчас разбираюсь с этим вопросом. Все в шоке, кто там арендует. А менять помещение смысла нет, так как «тропку» в мастерскую народ «протаптывает» годами... Клиентов все меньше. Если еще недавно в сезон за месяц через меня проходило 245-300 пар обуви, то сейчас – 145, а 16 лет назад доходило до 600! И все плачут, что денег нет, дорого. Я говорю, что должно быть еще дороже, по логике. Полиуретан на 40 процентов подорожал, а я стараюсь цены более-менее держать, чтоб клиентов не пугать. Стали мы меньше покупать импортных материалов, потому что люди этого не потянут.
– Еще одно плохое событие этого года: тесть умер, – после некоторой паузы продолжает обувщик. – Из хороших – дети отучились. Дочь Виолетта после окончания экономического университета поступила в аспирантуру. Сын Егор окончил колледж в Молодечно, поработал в такси, весной, вероятно, пойдет в армию. На моря летом не ездили, дети учились платно, так что, не до того было. Надеюсь, наступающий год будет более успешным. Может, законы поменяются, и станет легче работать.
«Стали меньше ходить по магазинам, больше заказывают на сайте»
Супруги Сергей и Лариса Чалапан в 2019 году рассказывали про свой необычный бизнес – они открыли магазин товаров из Индии «Индио».
– Пандемия, конечно, плохо повлияла, – говорит Сергей об итогах года нынешнего. – Сначала мы думали, что 2020-й был тяжелым, но потом поняли, что он был не таким уж плохим в сравнении с нынешним. Что касается нашей продукции, спрос на нее, в принципе, есть, ведь мы продаем товары для здоровья, а это сейчас в тренде. На товары для поддержания иммунитета (например, масло черного тмина, амарантовое, порошки ростков пшеницы) спрос стал даже выше, чем был. Но люди стали меньше ходить по магазинам, больше заказывают на сайте, значительную часть товаров мы сейчас доставляем домой. Планируем и дальше развивать интернет-торговлю.
Некоторые проблемы возникли с поставкой продукции, думаю, это также связано с пандемией. Мы работаем с 20-ю поставщиками: один привозит специи, другой – чаи, третий – косметику... Так вот, в последнее время заказываешь список определенный, а тебе дают из него процентов 30-70. Плюс сырье очень подорожало, это, разумеется, сказывается на ценах.
У нас изначально было две точки (на Дзержинского и в «Вэсторе»), в этом плане ничего не изменилось. Но одного работника пришлось сократить, сейчас осталось три человека.
В этом году практически достроили свой дом в городе, на это ушло около трех лет. Уже приступили к внутренним работам, надеюсь, что в следующем году отпразднуем новоселье. А потом можно будет подумать и про наследников!
«Ощущение, что цветы становятся роскошью»
Любовь Жуковская и ее муж Сергей более 20 лет занимаются цветочным бизнесом, сейчас у них три магазина сети Falinopsis.
– Сейчас цветы на праздники люди не так часто покупают, – замечает Любовь, – вместе с тем чаще стали покупать цветы на похороны… Ощущение, что цветы становятся роскошью. Но пока живем, работаем и закрываться не собираемся. По-прежнему у нас три магазина, но расширяться пока не планируем. Зимой, как всегда, сложнее: цветы берут меньше, работаем только на зарплату продавцам. Ждем 8-го марта, лета, чтоб потом наверстать упущенное. Есть у нас в ассортименте новогодний декор, но не каждый себе это позволит и, наверное, не каждый считает нужным. Большинству людей сейчас хоть бы на новогодние игрушки да праздничный стол денег найти. Конечно, пытаемся как-то совершенствоваться с учетом реалий. Все время ищем то новые варианты упаковки букетов, то новые веяния во флористике, пытаемся себя рекламировать.
Если говорить о личном, недавно я стала бабушкой! Месяц назад у меня родилась внучка. Понемногу подключаем к бизнесу нашу молодежь. Параллельно еще работаю тренером-инструктором в фитнес-центре. Это тоже что-то для меня новое. Когда-то это было просто хобби, а сейчас переросло в работу. Слава Богу, все живы-здоровы. Близкие болели, но перенесли все нормально. Живем с надеждой на хорошее будущее.
«Потихоньку учу китайский»
Юрий Светлаков, рабочее амплуа которого – клоун Жорик, и сегодня продолжает веселить детей и взрослых. В цирковом жанре клоунады актер уже более десяти лет. А вот география его деятельности изменилась.
– Я сейчас периодически бываю на гастролях в Китае, – рассказывает Юрий. – Вот и в этот момент я здесь, с июня, это моя третья поездка в эту страну. Учитывая и коронавирус, и ситуацию в стране, финансовое благополучие наших граждан ухудшилось, как, впрочем, и во всем мире. Отменились концертные, клубные представления, многие спектакли. А здесь, в Китае, все хорошо, гораздо лучше, чем в Европе. Зрители здесь меня полюбили. Единственный огромный минус – это то, что приходится надолго разлучаться со своей семьей. Это очень сложно, но таковы издержки профессии. У меня такой путь, и мои близкие это понимают.
Живу в городе Сишуаньбанна, провинция Юньнань, на границе с Лаосом, Бирмой и Вьетнамом. Представления даю в специальном океанариуме, где есть отдельная сцена, мини-манеж. Показываю миниатюры, репризы, зрителей много. Сейчас планируется гастрольный тур по всему Китаю. Язык клоуна понятен для людей во всем мире, поэтому у меня нет проблем с пониманием, но потихоньку учу китайский.