«Нашла судебное дело моего прадеда 1917 года». Как бобруйчане составляют свое генеалогическое древо

4827
Ирина РЯБОВА. Фото: Александр ЧУГУЕВ и автора
В последние годы становится все больше людей, стремящихся узнать, кем были их предки и составить свое родовое древо. В Бобруйске существует объединение по интересам «Истоки», объединяющее людей, активно ищущих свои корни. Корреспондент «ВБ» пообщался с его участниками и выяснила, что подтолкнуло их к такому занятию и с чего следует начинать тем, кто серьёзно занялся генеалогией.
26.11.2021. Бобруйск. Светлана Калюта. Исторические документы
26.11.2021. Бобруйск. Светлана Калюта. Исторические документы
Светлана Калюта.
Светлана Калюта.

Светлана Калюта – местный краевед, бывшая заведующая библиотекой №4. Своими истоками она заинтересовалась чуть более 20 лет назад, когда ей было около 40. Говорит, наверное, возраст подошел, «когда у людей происходит переоценка жизненных ценностей, когда человек начинает думать о своих корнях и о том, что оставит после себя».

Когда вы серьезно увлеклись генеалогией? Что стало толчком к этому?

– История моего рода меня всегда интересовала, но толчком к занятию генеалогией стало одно событие, которое можно назвать мистическим, – рассказывает Светлана Викторовна. – Мой дед Семен Алексеевич Локтюшин пропал без вести в первые дни войны. В 1941-м году он забежал к бабушке с вещмешком, обнял ее и сказал: «Надя, бери детей и уходи, война будет затяжной и очень тяжелой». И ушел, больше родные его не видели. Позже пришло извещение, что он пропал без вести. Бабушка всю жизнь его искала, больше замуж не выходила. Искал и их старший сын, но тщетно. И вот где-то в 2000-м году мне снится сон, да такой явный. Снится, будто дед говорит мне: «Я не пропал, я лежу в могиле в городе…». Какой город, я не запомнила, только поняла, что название его состоит из двух слов. После этого я стала «копать», написала письма во всевозможные архивы и организации.

26.11.2021. Бобруйск. Светлана Калюта. Исторические документы
26.11.2021. Бобруйск. Светлана Калюта. Исторические документы

Из российского Подольска мне ответили, что он в 1941-м попал в плен под Денисовкой, где был Киевский котел, потом был взят в 111-й лагерь города Кременчуга, через месяц его перевели в другой лагерь, а 24 апреля 1942 года в возрасте 51 года он умер от цинги. В 2009-м в вашей газете «Вечерний Бобруйск» были опубликованы списки военнопленных бобруйчан, которые предоставил КГБ, и в них был мой дед. Там было указано, что умер он в городе Владимир-Волынский в Украине. Это было такое событие для нас! В 2010-м мы с мамой и супругом поехали во Владимир-Волынский на его могилу. После этого поиски корней стали неотъемлемой частью моей жизни. На сегодняшний день я «добралась» до 11 колена вместе с потомками и предками по двум линиям. Сейчас готовлю к изданию книгу о своей родословной. Уже набрано в электронном виде 328 страниц.

26.11.2021. Бобруйск. Светлана Калюта. Исторические документы
26.11.2021. Бобруйск. Светлана Калюта. Исторические документы

Какие самые интересные и необычные факты о своих предках вы узнали?

Еще я нашла следы своего прадеда по маминой линии Иоанна Михайловича Вороновича, который был священником в деревне Луговая Вирня под Жлобином. Известно, что его расстреляли прямо на крыльце церкви. Мы с мамой также ездили туда, нашли место, где была его могилка, но ее уничтожили вандалы. Причем, я это место почувствовала еще до того, как мне его показали и даже перешла маленькую речушку босиком в том месте, где когда-то находился мостик! Уверена, что это предки ведут нас.

Потом в Национальном историческом архиве Беларуси нашла судебное дело 1917 года священника Иоанна Михайловича Вороновича о захвате сенокоса его же псаломщиком. Запомнились слова псаломщика из этого дела: «Теперь ваша власть бессильна, кто что захватит, то того и будет». А прадед мой написал рапорт его Высокопреосвященству епископу Могилевскому с просьбой «рассмотреть эти грабительские действия». Я даже увидела почерк прадеда, это непередаваемые ощущения!

26.11.2021. Бобруйск. Светлана Калюта. Исторические документы
26.11.2021. Бобруйск. Светлана Калюта. Исторические документы

К слову, по линии мамы с конца 18 века вплоть до революции у нас в роду многие мужчины были священниками или церковнослужителями. Практически во всех храмах Восточной Беларуси (нынешние Гомельская, Могилевская и Витебская области) служили мои предки. Всех их репрессировали или расстреляли.

Совсем недавно произошло еще одно интересное событие. Я давно пыталась найти место захоронения своего прапрадеда Симеона Флоровича Глыбовского. Всегда думала, что это деревня Шапчицы Гомельской области, ездила туда, но никаких следов не нашла. Разместила статью о нем в социальных сетях и мне написал молодой человек из Могилева, который сообщил, что Симеон Флорович похоронен в деревне Заходы Шкловского района и прислал даже фото его надгробного памятника. Я знала, что там жил его сын Владимир, который служил в Ильинской церкви, затем его сослали в Сибирь на три года, оттуда он не вернулся.

26.11.2021. Бобруйск. Светлана Калюта. Исторические документы
26.11.2021. Бобруйск. Светлана Калюта. Исторические документы

Что дает вам знание своей родословной? Как изменилась ваша жизнь после того, как вы увлеклись генеалогией?

– Я поняла, кто я такая. Потому что мы берем от наших предков внешность, характер, болезни и прочее. Я почувствовала, что все поколения связаны неразделимой цепочкой. Еще генеалогия – это саморазвитие, которое я очень люблю. Читаю много литературы по краеведению, истории, что делает жизнь более полной и интересной. Все это так захватывает, словно наркотик, остановиться уже просто невозможно. Кто начал искать свои корни, тот никогда не бросит это дело...

Мы продолжим рассказывать истории бобруйчан, которые составляют свое генеалогическое древо. Следите за «Вечерним Бобруйском»!

26.11.2021. Бобруйск. Светлана Калюта. Исторические документы
26.11.2021. Бобруйск. Светлана Калюта. Исторические документы

Общество «Истоки»: для тех, кто интересуется генеалогией

С 2015 года в Бобруйске существует генеалогическое общество «Истоки», которое объединяет людей, увлекающихся генеалогией. Его инициатором и идейным вдохновителем стал Александр Климович, руководителем была Светлана Калюта, сейчас эти функции переходят к Анне Петровой. На сегодняшний день в обществе 15 участников, из них наиболее активных 7-8. «Истоковцы» встречаются раз в месяц (сейчас больше онлайн), делятся опытом своей поисковой деятельности, издают раз в полугодие историко-генеалогический вестник «Родословъ», в котором печатаются не только члены объединения, но и единомышленники из других городов. «Истоки» постоянно сотрудничают с аналогичными объединениями в Твери, Краснодаре, Калининграде. Если вы желаете стать участников объединения «Истоки», звоните Анне Петровой: (8029) 115-80-07 или Светлане Калюте: (8029) 345-54-71.

26.11.2021. Бобруйск. Светлана Калюта. Исторические документы
26.11.2021. Бобруйск. Светлана Калюта. Исторические документы

Если вы хотите искать свои корни, с чего начинать? (советы от бывалых):

  1. Начать следует с ваших родителей, бабушек и дедушек, прочих родственников. Стоит расспросить у них обо всем, что они знают: кто были их родные, чем занимались, какие семейные легенды и истории им известны. Лучше все записывать на диктофон, а потом переносить на бумагу или печатать.
  2. Посмотрите различные документы, сохранившиеся у ваших родных: свидетельства о рождении, бракосочетании, смерти их и родителей, трудовые книги, военные билеты, удостоверения, награды и прочее. Некоторые хранят старые фотографии, переписку с родными, поздравительные открытки, это может о многом рассказать.
  3. Если вам известно, где жили ваши предки, можно побывать в тех местах, посетить ЗАГС (там могут храниться метрические данные о родителях и их предках), музеи, библиотеки, городские и областные архивы.
  4. Практически все мужчины были участниками каких-то войн: первой мировой, либо советско-финской, второй мировой, участвовали в партизанском движении. Информация об этом может быть в архивах, музеях ВОВ. Если имеется информация о том, что ваши родные были репрессированы, пишите запросы в архивы КГБ и ФСБ, прокуратуры Беларуси и России. Если были членами партии, то что-то можно «откопать» в партархивах, у нас такой имеется в Могилеве.
  5. В Минске есть архив НИАБ (Национальный исторический архив Беларуси), в котором хранятся документы за период с конца 14 века по 1917 год. А также архив НАРБ (Национальный архив Республики Беларусь), где хранятся документы после 1917 года. Для обращения туда необходимо иметь хотя бы минимальную информацию об искомом человеке: имя, место жительства и годы жизни. Отыскать желаемое возможно двумя путями: заказать поиск документов (это будет платно, до 1000 у.е. по одной линии) или искать самому. Многие советует второй вариант, так как у каждого из нас есть «генеалогическая память», которая может помочь в поисках.
  1. Лучше искать ни одну линию, а сразу две, чтобы не упускать время. Порой уходит пять и больше лет, чтобы нашелся какой-то недостающий «пазл» картинки, за это время кто-то по другой линии может уйти в мир иной либо найдётся какая-то ценная информация.
  2. Могут помочь генеалогические сайты и форумы, на которых люди находят единомышленников, важную информацию.
  3. Важно знакомство с однофамильцами, которые, возможно, являются дальними родственниками. Также с историками, архивными работниками, которые могут поделиться своими наработками.