Защитники. Бобруйские адвокаты рассказали о самых запомнившихся случаях из своей практики

12.2k
Ирина РЯБОВА. Фото: Александр ЧУГУЕВ
5 декабря День юриста отмечают в Беларуси. Мы пообщались с адвокатами городской юридической консультации и узнали, кого и как они защищают в Бобруйске.
Коллектив юридическая консультация города Бобруйска Могилевской областной коллегии адвокатов.
Коллектив юридическая консультация города Бобруйска Могилевской областной коллегии адвокатов.

Сегодня в городской юридической консультации работают 25 адвокатов, рассказал заведующий учреждением Иван Смирнов. Они оказывают юридическую помощь людям и организациям, помогают клиентам в разных правовых ситуациях. «Чем раньше человек обратится к адвокату, тем больше у него шансов получить желаемый результат», – говорит Иван Александрович.

«И в зале суда его освободили»

Павел Михайлович Дубовик.
Павел Михайлович Дубовик.

Адвокат Павел Дубовик, 38 лет. Окончил Белорусский институт правоведения. Общий стаж работы в юриспруденции – 15 лет.

«С особым душевным надрывом», как говорит Павел Михайлович, для него проходят дела по незаконному обороту наркотиков, потому что зачастую на скамье подсудимых оказываются, по сути, еще дети. Напомним, ответственность за данные преступления наступает с 14 лет.

– Недавно рассматривали дело кличевских подростков: одному 16 лет, второму – 17, – рассказывает Павел Дубовик. – Первый дал второму наркотическое вещество для хранения, чтобы потом вместе его употребить. Второй передал наркотик еще и третьему подростку. Двух первых задержали, им было предъявлено обвинение за незаконный сбыт, да еще совершенный группой. Наказание – от 6 до 15 лет. Мне удалось найти ряд смягчающих вину обстоятельств моего подзащитного, благодаря чему суд назначил ему практически минимальное наказание: 6,5 лет лишения свободы.

Довелось адвокату защищать и человека, которому инкриминировалось убийство с особой жестокостью. Расследование этого дела началось еще в 2004 году, а завершилось в 2020-м.

– Сначала он убил мужчину на бытовой почве. Затем уже его знакомый, пытаясь скрыть следы преступления, убил двух девушек, которые были свидетелями, – рассказывает Павел Михайлович. – Удалось доказать, что мой подзащитный совершил так называемое неквалифицированное убийство – без отягощающих обстоятельств. Статья была переквалифицирована на более мягкую, по ней действует срок давности 15 лет. К тому времени этот срок уже истек, и в зале суда его освободили.

Еще один случай из практики Павла Дубовика: столкнулись два автомобиля.

– Виновником ДТП был водитель, который врезался в авто моего подзащитного. Но в машине виновника были пассажиры, которые при столкновении погибли. По закону, если в аварии страдают третьи лица (не водители), то возмещение ущерба пострадавшим, в частности, морального, производится судом с обоих водителей, потому что они оба являются владельцами источников повышенной опасности – автомобилей, – поясняет адвокат.

В итоге, защитнику удалось снизить степень ответственности по моральному вреду подзащитного.

«Вместо 18 лет – 8»

Ирина Валерьевна Шумская.
Ирина Валерьевна Шумская.

Адвокат Ирина Шумская, 35 лет. Окончила Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова. С 2010 года работает в юридической консультации Бобруйска.

Памятное для Ирины Валерьевны выездное заседание проходило в 2017 году в суде Бобруйска. До того суд уже осудил ее клиентку, жительницу Бобруйска, по трем «наркотическим» статьям: здесь были и сбыт, и предоставление помещения для потребления наркотика, и смерть... Женщину приговорили к 18 годам лишения свободы. Адвокат, защищая свою подзащитную, дошла до Верховного суда. И суд апелляционной инстанции оправдал клиентку Шумской по двум инкриминированным ей статьям, оставив в силе приговор лишь по одной: сбыт. Женщине назначили 8 лет лишения свободы.

– Дело было сложное, длилось более года, но результат того стоил: вместо 18 лет – 8, – говорит адвокат.

Еще одного клиента Ирины Валерьевны лишили прав на три года за то, что он якобы управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Адвокату мужчина пояснил: он действительно был пьян, но когда они в тот день с семьей возвращались из леса, за рулем был сын. Уже возле дома все вышли из машины, а ее владелец подшофе из багажника выкладывал сумки, когда к нему подъехала ГАИ. В отделении милиции мужчина, по его словам, растерялся и подписал какие-то бумаги.

– Несколько раз мы это дело обжаловали, дошли до председателя областного суда, – говорит Ирина Шумская. – И оно было отменено в связи с недоказанностью.

А несколько лет назад в практике Шумской был такой эпизод. Ее клиент, работник предприятия, был привлечен нанимателем к дисциплинарной ответственности за то, что якобы дважды отказался выполнять порученные ему задания.

– Он действительно не выполнил эти задания, но говорил, что по состоянию здоровья не мог этого делать, к тому же такая работа не входили в его должностную инструкцию. Нами было составлено исковое заявление. Суд его удовлетворил частично: одно дисциплинарное взыскание было отменено, а второе – нет. Мы дошли до Верховного суда. Там пришли к выводу: мой клиент мог выполнять этот вид работы по состоянию здоровья, но в рамках своей рабочей инструкции не был обязан. И решение суда было отменено.

«Это был единственный случай, когда обвиняемого полностью оправдали»

Сергей Иванович Жабченко.
Сергей Иванович Жабченко.

Адвокат Сергей Жабченко, 59 лет. За плечами – Харьковский юридический институт, работа помощником прокурора в Добруше, следователем военной прокуратуры в Бобруйске, в Закавказском военном округе, помощником прокурора Ленинского района Бобруйска. С 1997 года – в адвокатуре.

– Это произошло в 2000-м, но помнится по сей день, так как в моей многолетней практике это был единственный случай, когда обвиняемого полностью оправдали, – рассказывает Сергей Иванович. – Тестя обвиняли в том, что он нанес тяжкие травмы зятю, от которых тот скончался. Дело происходило на какой-то праздник в одном из общежитий Бобруйска. В совершении преступления сразу заподозрили тестя, так как он проживал там и с зятем у них были неприязненные отношения. Мне удалось доказать, что мой подзащитный не виновен. После этого началось повторное расследование и были установлены другие люди, виновные.

– Дело этого года. Я участвовал в суде Могилевского района на стороне потерпевшего, – продолжает Сергей Жабченко. – Бывший сотрудник милиции пьяный ехал на своем автомобиле и не пропустил моего доверителя. Последний находился за рулем служебного автомобиля, при столкновении получил тяжкие травмы. Обвиняемый занимал позицию, что виновен в ДТП не он, а мой клиент, поскольку тот несвоевременно включил левый поворот. Защита обвиняемого представила в суде видеозапись с его регистратора, а на ней была видна скорость его авто – 156 км в час. Суд пришел к выводу, что виновен в ДТП все же обвиняемый, а не мой подзащитный. Виновного приговорили к пяти годам.

В том году Сергей Иванович участвовал в рассмотрении гражданского дела: одно из предприятий города предъявило иск к своему бывшему работнику о возмещении вреда, причиненного им нанимателю. Сумма была значительная.

– Еще во время работы на предприятии мой подзащитный незаконно получал заработную плату, точнее, ее размер был превышен. Однако с момента тех событий прошло уже более трех лет. А по закону наниматель имеет право взыскать с работника причиненный вред только в течение одного года, ˜– поясняет адвокат. – В результате нанимателю отказали в удовлетворении иска.