«До скорой встречи. Фантомас». У необыкновенно популярного в прошлом киногероя – юбилей!

5739
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора и открытых источников Интернета. Рисунок автора
Вы будете смеяться, но в этом году Фантомасу (тому самому, с резиновым зеленоватым «фэйсом») исполнилось 110 лет. Подавляющее большинство наших читателей, думается, отождествляет этого супергероя только с одноименным фильмом, который появился на экранах советских кинотеатров в 1967 году.

На самом деле образ Фантомаса был придуман гораздо раньше, в 1911 году, неким Пьером Сувестром, юристом, который на пару с журналистом Марселем Алленом по заказу одного французского издательства написал роман о неуловимом преступнике для нового ежемесячного журнала.

Но все равно на всех билетов не хватало...
Но все равно на всех билетов не хватало...

От комиксов – до сериалов

Пьер Сувестр, 1911 год.
Пьер Сувестр, 1911 год.

Роман пользовался успехом, и цикл решили продолжить. К 1913 году было написано 32 (!) романа о Фантомасе. К сожалению, Сувестр умер от испанки год спустя, тем самым положив конец деяниям преступника в маске.

Тем не менее, полюбившийся герой продолжал свою жизнь в многочисленных комиксах, киноверсиях – от сериалов до отдельных фильмов.

Дошедшая до Советского Союза трилогия («Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда») снята во Франции в первой половине 1960-х. Но у нас картины начали показывать, повторюсь, с 1967 года.

Бобруйск, как и многие другие города СССР, торжествовал. По подсчетам специалистов, каждый из трех фильмов о Фантомасе в СССР посмотрело, соответственно, 45, 44 и 34 миллиона зрителей.

Главные роли исполняли: Жан Марэ (Фантомас и журналист Фандор), Луи де Фюнес (комиссар Жюв), Милен Демонжо (Элен), Жан Динам (инспектор Мишель Бертран).

Фрагмент первого фильма «Фантомас». Жан Марэ в роли журналиста Фандора и Фантомаса.
Фрагмент первого фильма «Фантомас». Жан Марэ в роли журналиста Фандора и Фантомаса.

Когда «башню» сносит с первых же минут

Я был в 5-м классе, когда вместе с друзьями по двору нашей родной Интернациональной улицы отправился в кинотеатр «Мир» на просмотр моментально разрекламированного старшеклассниками киношедевра, тем самым влившись в один из тех сорока пяти миллионов счастливчиков, которым удалось достать билет на сеанс. Как сейчас помню заветное окно «мировской» кассы, в которое я просовываю кисть своей руки с копеечными деньгами и, сдавленный со всех сторон людьми различного возраста и вероисповедания, прошу выдать мне несколько билетов – «квитки» брал еще и для товарищей, Сашки Искандерова и Сергея Сергеева. Время, проведенное в очереди, превратило меня из вполне добропорядочного школяра в измочаленного беспрестанной толкотней звереныша.

«Башню» снесло с первых же минут просмотра. Необыкновенно интригующий сюжет, вроде как из какого-то параллельного мира, завораживающая музыка, крупные планы демонически притягательных лиц, невообразимые погони, драки… Полтора часа пролетели, как одно мгновение, после которого в голове запульсировала одна-единственная мысль: как и когда пойти на это кино снова? Именно в тот момент я глубоко опечалился по поводу того, что в те годы нельзя было сразу купить штук десять билетов на десять дней вперед. Про деньги даже не думалось, если что, бутылки пошел бы собирать…

В тот вечер мы с друзьями, а на «Фантомаса» отдельными группировками ходили практически все местные пацаны, допоздна у карточного столика «винзаводовского» дома разыгрывали импровизированные мизансцены из кинофильма: «А Фандор ему подножку… Фантомас в сторону… Но тут комиссар Жюв, черт бы его побрал! Опа! Опять все провалилось, они в машину – прыг и свалили…»

На следующий день в школе каждая перемена превращалась в дискуссионную десятиминутку. Разговаривали не о футболе или о предстоящей контрольной, а о лишнем билете на «Фантомаса».

Но мы, наверное, не были бы пацанами «с микрорайона», если бы не нашли способ попадать на кинопросмотры в «Мир» без билетов. Для этого, к примеру, нужно было всего лишь пойти на утренний детский сеанс, где показывали мультики, и спрятаться где-нибудь в кинотеатре, дожидаясь того момента, когда начнется «взрослое» кино. А потом оттуда прошмыгнуть опять в зал. Очень хорошим местом была подсобка рядом с кафе на втором этаже «Мира», где перед сеансом иногда играл оркестр.

Сашка Искандеров, с которым мы недавно переговорили по телефону, напомнил, что он «через буфет» смотрел «Фантомаса» несколько раз. Однажды даже захватил на сеанс фотоаппарат. Самым лучшим снимком было размытое портретное изображение главного кинозлодея, которое потом с неделю «гуляло» по микрорайону. Остальные кадры не получились.

А вот в кинотеатре «Товарищ», в отличие от «Мира», можно было спрятаться по другую сторону экрана и, дождавшись нового сеанса, снова войти в зал.

Фрагмент второго фильма  «Фантомас разбушевался».
Фрагмент второго фильма «Фантомас разбушевался».

Приказано бояться…

Помню, мой отец, однажды став во дворе невольным слушателем нашего «фантомасовского» разбора полетов, решил мне подыграть и выдал какую-то шутку. Я обиделся и посоветовал ему вначале посмотреть фильм, а уж потом смеяться по поводу увиденного. Дело в том, что в основном все зрители (и в первую очередь, молодежь) воспринимали это кино, как реальную действительность, без какого-либо намека на пародию, коей картина являлась на самом деле. Ни на одной афише слово «кинокомедия» написано не было! А раз это не указано, значит, «надо бояться».

И боялись. Но не только. По статистике МВД СССР, в этот период в стране был отмечен рекордный скачек подростковой преступности. Молодые люди, моментально романтизировав образ преступника в маске, не только рассылали во многие инстанции всевозможные устрашающие письма от имени Фантомаса, но и, натянув на лица самодельные «тряпки», «поднимали» киоски, вскрывали гаражи, замахивались на квартиры… Одним словом, «бакланили» по полной.

Одно время поговаривали, что снятый в СССР (следом за французским блокбастером) фильм под названием «Аниськин и Фантомас» должен был вернуть чрезмерно расслабившуюся советскую молодежь на круги своя.

Каюсь, несколько суровых писем «от Фантомаса» вбросил в почтовые ящики соседей и автор этого текста. Действительно под впечатлением от увиденного. Нет, ничего криминального, самая крутая угроза звучала примерно так: «Срочно уберите велосипед с площадки, иначе он будет разломан. Фантомас».

Естественно, активизировались по этому поводу всевозможные рифмоплеты. Были забавные стишки, но до сегодняшних дней моя местами уже дырявая память донесла лишь одно четверостишие:

Мне нужен труп,

Я выбрал вас!

До скорой встречи.

Фантомас.

В направлении кинотеатра «Мир». Бобруйск, 1967 год.
В направлении кинотеатра «Мир». Бобруйск, 1967 год.

К слову, в фильмах про Фантомаса я впервые увидел отдельные фрагменты бытовой жизни французов – роскошные квартиры, автомобили, рестораны… Мне тогда казалось, что это выдумки, что не могут люди иметь такие блага. Пусть даже это отдельные, состоятельные люди. Наша трехкомнатка с проходным залом казалась вершиной бытового благополучия.

Перебирая в памяти события, связанные этим фильмом, созвонился с сестрой и выяснил, что она (в 1967 году ей было 7 лет) вместе папой и мамой ходила на «премьеру» также в кинотеатр «Мир». Пришли за полчаса до начала сеанса, а билетов нет. Хотели было уже возвращаться домой, но отец, как это обычно делали в то время, сунул кому-то рубль, и их пропустили, усадив на приставные стулья. По периметру зала, на таких же «приставах» восседало еще десятка три счастливчиков. Кое-кто довольствовался даже полом.

Вспоминая тот незабываемый просмотр, моя сестра отметила, что лично ее необыкновенно впечатлил Луи де Фюнес, с которого она буквально не спускала глаз, то и дело реагируя не его эксцентричные выходки. Они того стоили. И в первом, и втором, и в третьем фильмах.

Фрагмент третьего фильма «Фантомас против Скотланд-Ярда». Жан Марэ в роли журналиста Фандора и Луи де Фюнес в роли комиссара Жюва.
Фрагмент третьего фильма «Фантомас против Скотланд-Ярда». Жан Марэ в роли журналиста Фандора и Луи де Фюнес в роли комиссара Жюва.

Уважаемые читатели!

Вы также можете поделиться своими воспоминаниями о прошлом, интересными историями, документальные материалы о жизни нашего города, старыми фото Бобруйска.

Напомним, что проект «Наша история», который стартовал на страницах «Вечернего Бобруйска» два года назад, посвящен именно таким «человеческим документам» – свидетельствам очевидцев жизни. В том числе мы хотим рассказать, о чем не писали газеты той поры, о чем в советское время не рассказывали с высоких трибун. Но люди говорили об этом на кухнях, собираясь за большим столом.

Адрес для писем: Бобруйск, ул. Московская, 42/206.

Е-mail:

red-vb@yandex.ru