С начала суверенного белорусского футбола Бобруйск всегда был на высоте. «Трактор», «Фандок», «Белшина» показывали яркую игру, побеждали единоличных тогда столичных лидеров, занимали верхние места, выигрывали Кубки. Чемпионство вот только не давалось, даже практически взятое в 97-м в последний момент уплыло из рук. Но футбольный Бобруйск не сдавался, развивался и в первом году нового тысячелетия получил все, что можно было – «Белшина» выиграла «золотой дубль»: и Кубок, и чемпионство Беларуси.
Из того «золотого» состава сейчас в Бобруйске живут: вратарь Сергей Жемчугов, защитники Андрей Хрипач, Михаил Горбачев и Виталий Семериков, полузащитники Дмитрий Балашов и Эдуард Градобоев, нападающий Александр Лис.
Семериков, Жемчугов, Лис и Горбачев тогда были запасными. Первые сыграли в чемпионском сезоне по одному матчу, Лис – шесть, Горбачев 8 или 9. Мы смогли встретиться с Градобоевым, Хрипачом, Балашовым и Горбачевым, вспомнили, как это все было.
«О чемпионстве боялись заикаться!»
– В 98-м в чемпионате «Белшина» была третьей, в 99-м выиграла Кубок, а в 2000-м итоговое место – только девятое. Помните, чего ждали от сезона-2001, верили ли в победу?
– Да команда жила этим! – уверяет Андрей Хрипач. – Никто ж не хотел, чтоб на 97-м все закончилось. И в еврокубках мы участвовали. В команду пришли новые игроки высококвалифицированные – из Витебска, Могилева, такие известные, как вратарь Шанталосов – они же были наслышаны о «Белшине», знали, что клуб с амбициями. И в 2001-м все сработало – и предсезонку хорошо провели, и конкуренция за основу была высокая, настрой был у всех боевой, все хотели играть, хотели выигрывать. Все ждали и старались.
– Мы, футболисты, конечно, всегда хотим быть первыми, – добавляет Эдуард Градобоев, – и задачи перед командой всегда ставились максимальные. Но это ж игра, как получится. Поэтому по ходу сезона мы просто играли, как в футболе полагается, настраивались только на ближайший матч, на следующего соперника. А очки считают по поздней осени.
– О чемпионстве не говорили и боялись заикаться! – восклицает Михаил Горбачев. – Спортсмены – люди суеверные. Тем более, что в памяти был 97-й... Только в самом конце начали тихонько поговаривать, что возможно.
– В 97-м должны были побеждать, значит все равно должны были! – твердо суммирует Дмитрий Балашов. – Мы знали, что можем, верили, что когда-нибудь сможем. И в 2001-м где-то к середине второго круга появилось впечатление, что мечта может свершиться сейчас.
КСТАТИ. За несколько туров до конца чемпионата-97 автор этих строк, сам заядлый болельщик, придумал дизайн и со знакомыми выпустил партию значков «Белшына чэмпіён». Все было понятно: с таким отрывом «Белшина» чемпионом, естественно, станет! С десяток значков на матчах в Бобруйске разобрали. Но... ждать болельщикам пришлось еще четыре года.
«Бились каждый матч»
– Сейчас в топ-чемпионатах команды, сражающиеся за чемпионство, нередко «сливают» национальные кубки, чтобы сосредоточиться на главном для себя. Не было мысли тогда пожертвовать Кубком? Ведь их у Бобруйска уже было два, а чемпионств – ноль.
Э.Г.: – Ни в коем случае! Кубок Беларуси очень ценился, и все матчи были тяжкие. Команда, выигравшая Кубок, играла в Кубке Кубков, то есть, так попасть в Европу было проще, чем через чемпионат, матчей же меньше. И зарубы были приличные в каждом матче, даже если соперник из низших лиг.
А.Х.: – Чемпионат долгий, лидерство можно потерять. А в Кубке настроился к конкретному сопернику, прошел его, еще пару раз так – и ты в еврокубках. Поэтому не было и мыслей отдать Кубок, бились каждый матч. Даже с первой лигой тяжело играли.
Для ярчайшего примера сложности кубковых матчей Эдуард Градобоев сходу вспоминает первый этап победного для бобруйчан розыгрыша Кубка 96/97, с оршанским «Максим-Легмаш» из Второй лиги:
– В Орше мы не забили кучу моментов, даже пенальти – и все, ничья и послематчевые пенальти. И до девятого удара! Игоря Шустикова выталкивали бить, он не хотел. Но забил – и выиграли.
Д.Б.: – Полуфинал кубка-2001 с «Ведричем» очень сложный был. В гостях мы летели 0:1 и еле ноги унесли! В конце сравняли.
Перед финалом Кубка-2001 основе «Белшины» дали передохнуть, и в матче чемпионата дебютировал 17-летний Михаил Горбачев. Логично, что этот матч он называет своим самым сложным:
– Пятый тур, с «Торпедо-МАЗ» в гостях, я вышел в старте, потому что на той неделе был финал Кубка, и основа отдыхала. Сильно волновался. Мы выиграли 1:0. После я чаще в конце выходил, минут на двадцать, «на фарт» – например, было 0:0, меня выпускали, и мы забивали, матча три таких было.
В Кубке Беларуси 2000/01 «Белшина» последовательно прошла в Несвиже «Верас» (8:2), в Гродно – «Неман-Белкард» (3:0). В четвертьфинале было два матча с «Гомелем» – 2:2 и 3:1, в полуфинале – два матча с речицким «Ведрич-97» – 0:0 и 1:1 (победа из-за выездного гола). В финале бобруйчане снова, как в финале 1999-го, встретились с мозырьской «Славией» – на тот момент обладателем Кубка и чемпионом. И снова ничья в основное время, а на 96-й минуте победный гол забил Эдуард Градобоев: 1:0, и Кубок в третий раз едет в Бобруйск.
«Конечно, мы б хотели и дома выиграть»
В чемпионате-2001 по результатам очных встреч со всеми первыми семью командами «Белшина» поделила очки поровну, выигрывая и проигрывая, с 4-м местом дважды сыграв вничью, а у всех с 8-го по 14-е выиграла при всего двух гостевых ничьих. Но самое интересное даже не это...
– Как объясните, что обоим ближайшим конкурентам, БАТЭ и минскому «Динамо», вы дома проиграли, а в гостях у них выиграли?
А.Х.: – Конечно, мы б хотели и дома выиграть. Но получалось наоборот. Наверное, у себя дома хозяева больше раскрывались и становились более уязвимыми. А в гостях мы играли в свой футбол, но более аккуратно.
М.Г.: – Это психология. Во встрече равных соперников часто срабатывает.
Э.Г.: – Это игра. Вон, сегодня (в день интервью – прим. ред.) мы с детьми играли с «Витебском» – они центр поля не переходили, но мы проигрывали 0:1. Но за последние четыре минуты мы забили дважды. Похожее было и тогда. «Динамо» мы гоняли, как хотели, могли выигрывать 10:2, но влетели 1:2. Но, что закономерно в футболе – соревнование длится весь чемпионат, и один-два нелогичных результата ничего не решают или компенсируют друг-друга.
«Белшина» была Команда! Или всех, или никого»
Итог чемпионата-2001:
- «Белшина», Бобруйск, 55 очков.
- «Динамо», Минск, 53 очка.
- БАТЭ, Борисов, 51 очко.
- «Неман-Белкард», Гродно, 50 очков.
Самые крупные победы «Белшины» – по 3:0, в гостях у речицкого «Ведрича» и могилевского «Днепра».
В персональных призах бобруйчан не оказалось. Лучший бомбардир команды Александр Седнев с 10-ю голами поделил только 8-10-е место в стране. И в две символические сборные чемпионата, в 22 лучших игрока на своих позициях попали только он, Шанталосов и Хрипач.
– Как же в команде-чемпионе не оказалось персональных наград?
А.Х.: – Да я думал, что попадут в символическую сборную наши полузащитники, нападающие, а попал я. Это был опрос тренеров со всей Беларуси, может, посчитали, что мы не настолько ярко играли, не знаю.
М.Г.: – Тогда большинство матчей заканчивали 1:0 или около того, даже лучшим бомбардиром стал Седнев всего с десятью мячами – защитник.
Э.Г.: – Как раньше Хлеб забивал по тридцать, так понятно, кого награждать (в чемпионате-96 Андрей Хлебосолов забил рекордные 34 гола! – авт.). А в 2001-м... Я ничем не лучше и не хуже брата, брат не хуже меня, Хрипач – Балашова и так далее. «Белшина» была Команда! Или выбирать всех, или никого. Поэтому и выбирать сложно. Ну не получили мы индивидуальных наград, но игроки-то не могли быть хуже, раз чемпионы.
А.Х.: – В чемпионский год, действительно, некая простота появилась в игре – избавились от рискованных передач, стали меньше ошибаться в обороне. По игре удовлетворения было меньше, но строгая тактика дала результат. Значит, в прежней красоте чего-то не хватало. А Кубок и чемпионство большого стоят, это достижение. Огромную работу провел Вячеслав Акшаев! Конечно, тогда и в символические сборные, и на приз лучшему игроку было очень много номинантов из «Динамо». Как ни крути, на «Динамо» все было завязано, конкурировать с ними было очень тяжело. И я рад, что мы все в Бобруйске, от игроков до руководства, сделали большой клуб. Болельщики за нас радовались, мы радовались, что болельщики радовались. Всем было весело и хорошо.
КСТАТИ. Однажды в те годы автор этих строк проходил по дворам на Рокоссовского и увидел, что детвора собирается играть в футбол. И хлопцы, как обычно, занимали роли, кем из знаменитых футболистов они сейчас будут. Один мальчуган кричал: «Я буду Балашов!»
«Макс Альховик кричал по телефону маме или жене: «Все, мы – чемпионы!!!»
По итоговой таблице можно подумать что упорная борьба шла до последнего тура между пятью командами. Впечатление обманчиво. Забегая чуть вперед скажем, что во всех трех последних турах «Белшина» проиграла – но 97-й не повторился, на это было слишком мало шансов. За четыре тура до конца бобруйчане опережали борисовчан на 5 очков, гродненцев – на 10 и столичных динамовцев – на 11! В этом 23-м туре (из 26-ти) 22 октября «Неман» сыграл вничью, БАТЭ и «Динамо» выиграли. Выиграла и «Белшина», дома, у «Молодечно-2000»: 2:0, фактически обеспечив себе чемпионство уже тогда, только этого еще никто не знал.
3 ноября, на момент предпоследних матчей, на победу претендовали только «Белшина» и БАТЭ, с той же разницей между собой в 5 очков. И вот тут случилось то самое домашнее поражение от минского «Динамо», из-за слишком большого желания победить.
– После финального свистка была мысль: не дай Бог, опять! – признается Дмитрий Балашов. – Но и у БАТЭ сложная игра, даже обе последние сложные, если хоть раз не выигрывают – мы станем чемпионами. Сидели в раздевалке угрюмые, ждали результата.
Вот что рассказывает про тот момент всегда бывший рядом с командой и даже поигравший в 98-м за дублеров Валерий Алексеев:
– Футболисты идут в раздевалку (тогда подтрибунных не было, переодевались в спорткомплексе). И вдруг кто-то с трибуны кричит: «В Борисове ничья!» Наши ребята снимают футболки и бросают болельщикам: мы – чемпионы!
Но в раздевалке оказалось, что рано радовались – борисовский матч еще не закончен. А Валерий уже бутылку шампанского начал открывать. Долгое мучительное ожидание, во время которого Алексеев, по его словам, как мог, сдерживал полуоткрытое шампанское:
– На шестой минуте этой тишины вдруг выстрелила моя бутылка. Вся команда обернулась и выдохнула: «Валера, мля!» Я попытался найти пятый угол, но тут Игорю Беляю на мобильный позвонил тесть – ничья, мы – чемпионы!!! Счастье безграничное. Радуемся, как дети. Обнимаемся и орем хором : «Мы – чемпионы! Мы – чемпионы!»
– Да, Валера шампанское раньше времени открыл, – подтверждает Дмитрий Балашов. – Но тут и позвонили, и на стадионе начали кричать. И оно пригодилось, мы поняли, что выиграли.
– А перед выходом на Октябрьскую собралась и долго не расходилась толпа, – вспоминает Михаил Горбачев, – все нам кричали, аплодировали... Это очень хорошо помню. А Макс Альховик кричал по телефону маме или жене: «Все, мы – чемпионы!!!»
А вечером после победы отмечать ее несколько игроков пошли... на концерт группы «Чайф»! Передали из зала записку с просьбой исполнить в честь чемпионства «Аргентину-Ямайку».
– Шахрин на сцене несколько раз откладывал поздравление, – рассказывает Эдуард Градобоев, – но потом поздравил, и все нам хлопали. После концерта нас пропустили в гримерку, и Шахрин подарил и подписал нам диски, а мы ему подарили клубный шарф.
– Да он знал, наверное, только «Динаму-Минск», – смеется Андрей Хрипач. – Все, теперь забудь про нее!
А на следующий день концерт у группы был в Могилеве, и на нем было несколько бобруйчан. Сержук Латинский, впоследствии видеооператор «Белшины» в 2013-2020гг., вспоминает тот концерт со смехом:
– Нас, бабруйскіх заўзятараў, там было трое, бо адзін з нас там вучыўся і набыў квіткі на канцэрт у лядовым палацы Магілёва. І Шахрын з магілёўскай сцэны, у белшынаўскім шаліку, павіншаваў усіх з чэмпіёнствам «Белшыны»! Зала, вядома ж, была ў шоку, ну хоць гучна не абуралася, але пару чалавек, таксама як і мы, адгукнуліся на словы Шахрына крыкамі радасці.
«Спасибо, что помните!»
– Почему все так надолго закончилось, чего сегодня не хватает «Белшине» и Бобруйску, чтобы вернуть те успехи?
Эдуард Градобоев:
– Все зависит от финансов. Когда в Бобруйске футболистам платили, как другим, никто не уезжал. А так, конечно, идут туда, где лучше. Это мы с братом оставались, потому что очень приросли к этому городу, тут для нас все сделали. Как нас ни заманивали, даже ключи предлагали от квартир в центре Гомеля – мы не хотели подводить Бобруйск.
Андрей Хрипач:
– Кого-то пригласили на лучшие условия, кому-то сказали, что станет хуже здесь – у каждого свои разговоры с руководством были, нюансов хватает. Омоложение пошло... И сейчас футболисты стараются, но создать коллектив, в котором понимают друг друга с одного взгляда, очень сложно. Нужно время, чтобы наигрывать. А так, с прошлого сезона, конечно, хотели бы многих оставить, но мало кто хочет в Первую лигу, если можно лучше.
Дмитрий Балашов:
– Может, дело в том, что ушли хорошие руководители – Поляков, Гуща (генеральный директор «Белшины» и президент клуба), они следили серьезно. Если Поляков сказал: «Надо!» – значит, надо, и делалось. Сейчас все зависит от денег, даже подбор игроков. Но это делать надо грамотно. А то молодежь насмотрится на мировые премиальные и говорит: дайте денег, тогда буду играть. Раньше такого не было, тот же Шабуня говорил: «Покажи, на что способен, а я скажу, сколько заплачу».
Михаил Горбачев:
– Финансирование должно быть стабильное. Нет финансов – нет игроков, нет результатов. Когда своя школа крепкая, можно держаться в середине таблицы или хотя бы не вылетать. Но сейчас вот вышли в Высшую лигу – надеемся, руководство будет клуб обеспечивать, а тренерский штаб и так опытный. У «Белшины» должно быть все хорошо.
– ... Спасибо, что помните! – благодарят чемпионы в конце нашей беседы. – Все же и мы лепту внесли в славу Бобруйска.
А Андрей Хрипач с улыбкой добавляет:
– Пусть вы немножко раньше тот значок сделали, но, значит, посыл был услышан!