По стенам – то улыбающаяся хитро козочка, то коллекция колокольчиков или причудливо изогнутая коряжка. Вот уж действительно «пространство вольных мастеров», как называет этот домик одна из его хозяек – могилевская ремесленница Светлана Лебедева.
Биография Светланы Лебедевой – это своего рода отражение ушедшей уже советской эпохи. Когда страна была «от Москвы до самых до окраин», и рвануть за романтикой (или деньгами) куда-нибудь в Прикарпатье или на Камчатку было делом вполне нормальным, никого особо не удивлявшим и не пугавшим. Она сама, например, родилась в Подмосковье, до десяти лет прожила вместе с родителями на Кольском полуострове, а потом приехала в Могилев, где семья, в конце концов, и осела. Здесь окончила школу и опять уехала – на этот раз в Бобруйск, получать в художественном училище профессию резчика-инкрустатора по шпону.
– Я с детства рисовать любила, и у меня к этому если не талант, то способности точно были, – говорит ремесленница. – Как я иногда говорю: это лучшее, что я умела делать. Тем более, что всегда не только рисовать любила, но и руками что-нибудь «эдакое» мастерить: сухие веточки превращались в стильное панно, грубая коряга – в симпатичную вешалку… Учиться мне было интересно, получала в основном сплошные пятерки!
Можно ли сегодня заработать ремеслом? На этот вопрос Светлана Лебедева отвечает, не задумываясь: заработать можно в любой сфере. Все зависит от человека, его таланта и работоспособности. И от того, сколько именно он хочет заработать.
– Я, например, не тот человек, который способен постоянно работать масштабно, – говорит она. – Конечно, если нужно (срочный заказ или подготовка к ярмарке большой) я сяду и буду трудиться, не поднимая головы, но потом я все равно это чем-то компенсирую, сделаю себе послабление. Где заработать, каждый тоже решает сам. У меня все в балансе – ярмарки (за сезон в 10 примерно участие приняла), заказчики, интернет. Кто-то увидел и купил готовое изделие, или приехал прямо в мастерскую заказать, плюс «сарафанное радио». Проводишь, например, благотворительный мастер-класс, твою работу там человек увидел, приезжает к тебе что-нибудь выбрать. И становится потом постоянным клиентом, знакомых приводит.
Последние лет пятнадцать Светлана трудилась художником-оформителем в одной из организаций города, а когда стало понятно, что фирма это вот-вот развалится, ждать не стала – взяла и уволилась.
– Я поняла, что устала от несвободы, мне захотелось разобраться в себе, изменить свою жизнь, – вспоминает Светлана. – И именно в этот момент у меня активизировалось желание делать что-то руками, – не по заданию начальства, а то, чего душа требует. Начинала с кожи – в основном это были интерьерные вещицы, чаще всего всевозможные панно. Большую часть потом продала или раздарила друзьям-знакомым, но вот, например, эта карандашница осталась, мне она очень нравится. Украшения некоторые, я тогда их тоже в основном из кожи делала, остались.
Полный текст публикации о ремесленнице, первой продаже и жителях ее мастерской читайте на сайте «ПроМогилев».