Мы продолжаем публиковать цикл воспоминаний известного журналиста Евгения Буловы. Ранее были опубликованы:
Скажу честно, первые годы этой стремительно набиравшей популярность игры – не помню. Во-первых, у бобруйских первоклассников (коим я являлся в момент выхода передачи в телеэфир) и так хватает всяких дел и забот. Одна из моих главных задач на тот момент – постараться с утра захватить в классе чернильницу с нарисованным зайчиком. Их было всего лишь штук пять. На остальных чернильницах – всякие цветы и орнаменты, которые не особо впечатляли моих одноклассников.
Во-вторых, у нас тогда и телевизора-то не было. Только в самом начале 1964 года купили. И вот тогда я впервые и во всей красе увидел это знаменитое молодежное шоу эпохи Никиты Сергеевича Хрущева (названное в честь телевизора модели «КВН-49»). Увидел в прямом эфире. Другого тогда вроде и не было. Кажется, у кого-то из жильцов соседнего «винзаводовского» дома был и до этого телек, но к ним и так набивалось всякий раз столько народу – хоть дымом выкуривай.
Но правильнее будет сказать, что я тогда впервые не увидел, а услышал шоу, ибо даже ученику 4 класса глубоко погружаться в передачу, где никто не стреляет и никого не догоняют, не очень-то хотелось. А вот песня в исполнении Олега Ануфриева «Берите в руки карандаш», которая служила заставкой передачи, «зацепила» моментально.
Так что поначалу я реагировал только на отдельные фрагменты, на начало и конец КВНа, когда звучала песня. Чего не скажу о родителях, которых, помню, от телевизора было не оторвать.
Кстати, ныне небезызвестный всем Александр Масляков (через несколько дней, 24 ноября, ему исполняется 80 лет!) начал вести КВН именно с 1964 года, до него ведущими были – Наталья Фатеева, Александр Белявский, Михаил Державин, Олег Даль, Олег Борисов… Не самые (как тогда у нас во дворе на Интернациональной говорили) отсталые артисты.
Скрывать не буду, участники телеигры лично мне очень нравились. Как ни крути, а столичная молодежь в те годы куда разительнее, чем теперь, отличалась от периферийной. Нет, Бобруйск всегда держал марку, но мериться с Москвой, Питером, Ригой и рассчитывать на успех – сами понимаете… Это как сравнивать пузырящиеся на коленях шароварообразные штаны моего друга Вити Парахневича и стильные, до неестественной остроты отглаженные брючата игрока практически любой команды КВН.
Отдельный респект заслуживает остроумие и находчивость первых кавээнщиков. Естественно, все это с точки зрения первых зрителей.
Мне по тем временам казалось, что настоящий юмор – это только в кино и у Райкина. Больше нигде. Но постепенно до меня начало доходить, что подобное мастерство достижимо в результате напряженной интеллектуальной деятельности, имеющей самое прямое отношение к учебе и образованию. Ну, типа знание – сила.
Особенно показателен в этом отношении был конкурс капитанов, когда буквально на голом полу у тебя на глазах рождался необыкновенно захватывающий не только в юмористическом отношении сюжет, в котором участвовали всего лишь два человека и ведущий.
Никогда не забуду, когда в одном из заданий двум капитанам необходимо было за несколько секунд совершить нечто связанное с кругосветным путешествием. Первый парень попытался схохмить по поводу, кажется, названий разных стран. Получилось остроумно, но не более. А вот второй, после небольшого замешательства вдруг на полусогнутых ногах быстренько обошел вокруг ведущей – Светланы Жильцовой. Все поначалу оцепенели – в чем фишка? Так ведь вокруг Светы, пояснил остроумный капитан, вокруг света! Зал и жюри взорвались! Это была бомба.
Кавээнщики шестидесятых во многом лично для меня определили тот дальнейший путь, по которому я… так и не пошел. Вернее пошел, но не до конца. Студентом «машинки» стал, а игры в КВН как-то избежал.
Забавно, но буквально в эти же дни, 12 ноября, Могилевский машиностроительный институт («машинка») отметил тоже, не поверите, 60-летний юбилей! С чем вас, уважаемые читатели и выпускники ММИ, я тоже поздравляю!