«Сегодня ручной труд совсем не ценится». Мастер лозоплетения поделился наболевшим

10.1k
Ирина РЯБОВА. Фото автора
Было время, когда плетение из лозы приносило основной доход члену Белорусского союза мастеров народного творчества Виктору Гербачу. Сейчас же, говорит мужчина, это просто увлечение: по его мнению, прожить одним творчеством уже нельзя.
Виктор Павлович Гербач с корзинами, которые он сплел специально для победителей нашего конкурса грибников. Фото автора.
Виктор Павлович Гербач с корзинами, которые он сплел специально для победителей нашего конкурса грибников. Фото автора.

Виктор Гербач – фигура в среде бобруйских мастеров известная. Не раз участвовал в различных ярмарках, становился дипломантом ряда белорусских и международных выставок и фестивалей народного творчества. Работая технологом цеха по плетению из лозы ЧУП «Универсал Бобруйск» Белорусского общества глухих, вел кружок для учеников вспомогательной школы. И, конечно, работал сам: плел из лозы корзинки, ящики для белья и вазы для фруктов, мебель, шляпки, абажуры... Все это не только удовольствия ради, а и на продажу. Сегодня же, по словам мастера, изделия из лозы от нас «уходят».

Краткая биография
Виктор Гербач – самоучка. Вырос на Форштадте. Отец его тоже плел корзины, но сам он в детстве к этому интереса не проявлял. После окончания Могилевского машиностроительного института 10 лет Виктор работал по специальности. А потом, говорит, «все бросил, потому что жить без природы просто не мог. Махнули с семьей на горный Алтай». Там работал на пилораме, обучал детей в кружках. На Алтае и сам увлекся лозоплетением. Пригодились отцовские навыки и воспитанное родителями трудолюбие.

«Кто ее купит за такие деньги?»

– Сегодня ручной труд совсем не ценится, – грустно вздыхает собеседник. – Жизнь берет свое: экологически чистое производство нерентабельно, людям проще купить ведро пластмассовое, чем ту же корзину из лозы. Увы, забота об экологии и здоровье становятся второстепенными. Все дешевое, искусственное, везде агрохимия.

– В 2014-м такая корзинка стоила 20 рублей, – продолжает мастер, демонстрируя одно из своих изделий, – для примера: тогда мы покупали электросушилку за 19 рублей. Сейчас эта сушилка стоит 69 рублей, стало быть, корзинка должна стоить минимум 50 рублей, но кто ее купит за такие деньги? На недавней ярмарке я предлагал за 25-30 рублей, и то, никто не купил. А цену снижать дальше нельзя. Процесс ведь трудоемкий: заготовка лозы, сортировка, хранение, потом варка, плетение. С учетом возраста (суставы уже болят) эти три корзины делал около недели, раньше быстрее получалось.

(Виктор Павлович имеет в виду корзинки, которые недавно заказал ему «Вечерний Бобруйск» – на призы победителям нашего «грибного» фотосостязания – прим. авт.).

Налоги высокие, и лоза не та

Еще одной причиной того, что лозоплетение приходит в упадок, Виктор Гербач считает «неправильное» налогообложение ремесленников.

– Зачем брать ремесленный сбор с человека, который занимается экологически чистым производством? – считает он. – В прошлом году это сбор составлял одну базовую, в этом году – уже две (58 руб. – прим. ред.), и льгот пенсионерам сейчас нет. Да и за что брать налог-то? Мы ведь не выезжаем никуда из-за ковида. Я сейчас только знакомым плету, когда попросят. Проще и выгоднее сейчас чернику или клюкву собирать и сдавать в сезон.

Да и с лозой еще проблемы.

– Хорошая лоза растет у нас в пойме Березины по низким местам, дикая – где повыше, – поясняет мастер. – Раньше, когда были сенокосы, до дикой лозы доходили, вырубали ее, и не происходило перекрестного опыления между хорошей и дикой. Сейчас же она переопыляется между собой, и получаются подвиды лозы более жесткие, с ней труднее работать, она более ломкая. И еще раньше велась заготовка лозы в больших объемах, потому она срезалась повсеместно. А она – чем больше режешь, тем лучше растет.

– Меня больше волнует не то, сколько я заработал, а то, что умирает традиция, нет продолжателей моего дела. Вот у меня два внука, и никто из них не смотрит в сторону лозы, – подытоживает мастер.

А вы думали, сплести корзину – это просто?

Как это делается – краткий мастер-класс от Виктора Гербача:

1. Заготавливаю лозу обычно поздней осенью. Как похолодает, первые морозы ударят, она начинает бурно зреть. Летом она ломкая. Поэтому летом обычно заготавливают лозу те, кто делает более грубые изделия с корой.

2. Желательно после заготовки сразу варить. У меня для этой цели есть большая емкость, в которую входит два мешка сырья. Довожу воду до кипения, туда погружаю лозу пучками, провариваю примерно час.

3. Потом с каждого прутика чулком снимаю кору. Промываю ее и – на просушку, на солнце желательно, потом в дом. Процент влажности должен быть не менее 15, с опытом это сразу чувствуешь.

4. После просушки храню лозу дома в мешках, в сухом месте, в темной комнате.

5. Процесс плетения корзин... словами рассказать сложно. Это нужно видеть, можно по роликам в интернете или на мастер-классе у опытного мастера. (Кстати, Виктор Гербач готов обучить желающих, но у него одно условие: человек должен сильно этого хотеть и освоить все этапы, начиная с заготовки лозы. Его контактный телефон: (8-044) 481-99-03).