Ранее были опубликованы:
Это всегда праздник
Помните, в одной из новелл легендарной советской кинокомедии «Операция «Ы» нашпигованный всевозможной аппаратурой для подсказок студент сообщает профессору о том, что для него экзамен – это всегда праздник. Так вот для большинства советских людей тогдашнего времени 7 ноября был именно таким днем праздничного абсолюта. Невзирая ни на что. Праздник и точка. Без погружения во всевозможные нюансы революционных событий 1917 года. Тогда, в 1960 – начале1980-х, двух мнений по поводу Великой Октябрьской социалистической не было и быть не могло.
Почему я начал издалека, из временных глубин? Да потому, что хочу вас вернуть в те самые глубины, в ноябрьские праздники 60-80-х годов прошлого века. Когда и деревья были большими и праздничные демонстрации – шумными. Невзирая ни на что.
Поясняю, что практически все фотографии этой публикации сделаны в разные годы в разных местах Могилева и Бобруйска. Но именно 7 ноября. А потому, думается, вам, уважаемые читатели, не составит большого труда представить себе все эти вроде как разрозненные фрагменты единым цельным действом, где могилевские улица Первомайская и проспект Мира плавно переходят в бобруйские Социалку или Интернациональную. Для меня это необыкновенно родные и волнующие сердце названия (Хотя Эбби Роуд и Пикадилли тоже ничего).
Пропустить демонстрацию считалось неблаговидным поступком
Не мне вам рассказывать, что на 7 ноября погода частенько вносила свои коррективы не только в общий пафос мероприятий, но и в облик каждого отдельного демонстранта. Если было холодно – люди напяливали зимние шапки-ушанки, оренбургские платки и пальто на ватине со всевозможными каракулевыми воротниками. На следующий год малость потеплело – и уже мелькают фетровые шляпы, косынки, непокрытые головы, голые коленки. Пропустить демонстрацию без уважительной причины как минимум считалось неблаговидным поступком.
Вот перед вами демонстранты, которых вначале вполне можно принять за представителей предприятия по производству тех самых вышеотмеченных фетровых шляп. На самом деле – это славные труженики объединения «Могилевлес» во главе со своим гендиректором Кабышевым (третий справа). Основная деятельность производственного подразделения состоит в том, чтобы заготавливать лесоматериалы. Связать такую работу со шляпами сложно, но лесозаготовители, сами не подозревая, умудрились это сделать.
Работники «Могилевлеса» пройдут еще метров пятьсот, свернут налево и на площади Ленина услышат из динамиков громогласное: «Да здравствуют советские лесозаготовители!». Ну как тут не отозваться в ответ не менее громогласным «Ура!»
А здесь уже могилевские школьники, впоследствии ставшими моими хорошими товарищами, с ребятами мы даже учились на одном курсе в «машинке». Так захотелось их сейчас увидеть… Но, увы…
Битлы на параде. Не получилось…
На этом фото Василя Титова – Леня Дюс, всегда очень тихий, спокойный, уравновешенный, безумно влюбленный в «Битлз» парень из Могилева. Никогда не забуду его стоические усилия, направленные на живописное творчество. Леня очень хотел написать четыре отдельных битловских портрета – Леннона, Маккартни, Харрисона, Старра. Больших, чтобы можно было пройтись с ними на демонстрации. Занятие, как вы понимаете, совершенно безумное, но с другой точки зрения – благородное. Леня все это понимал.
Задуманному так и не суждено было осуществиться. Спустя полтора десятка лет, в самом начале девяностых, Леню нашли в одном из подъездов дома неподалеку от областной библиотеки. Голова его была пробита, он не дышал. Из написанных им портретов друзья смогли отыскать только Пола Маккартни, работа над которым кипит на снимке середины семидесятых годов.
Чтобы как-то поддержать юношескую мечту своего безвременно ушедшего товарища, предлагаю вашему вниманию уже гораздо более позднюю картинку одного московского художника, посвященную Элвису Пресли – «Все хорошо, мама». Плакат благополучно и неоднократно участвовал не только в ноябрьских, но и в первомайских парадах.
И вот опять школьники из Могилева. Конец 1960-х годов. Проспект Мира. Одна из девушек опирается на мужской портрет. Узнать, чье это изображение только по одной макушке, не представляется возможным. Так что – оставим это занятие. А вот неподдельный восторг мальчиков по отношению к человеку, стоящему рядом с фотографом (а может, и к нему самому), отметим. Так синхронно и безобидно открыть рты можно только в адрес хорошего человека.
Кстати, подчеркну – именно в адрес хорошего человека, хороших людей, которых во много раз больше, чем плохих!