Когда художник превращается в птицу. В Могилеве открылась выставка Игоря Беспалова и Галины Гулевой

1814
Евгений БУЛОВА, фото автора
Выставка Игоря Беспалова и его супруги Галины Гулевой «Диалог 21» открылась в областном художественном музее имени Павла Масленикова.
Игорь Беспалов и Галина Гулева. Фотография на память.
Игорь Беспалов и Галина Гулева. Фотография на память.

Художника-авангардиста Игоря Беспалова в Могилеве и за его пределами знают многие ценители живописи. Яркий в прямом и переносном смыслах мастер кисти. Способный заинтриговать, удивить, восхитить.

С творчеством его подруги жизни Галины общественность знакома меньше. На открывшейся выставке зритель имеет возможность увидеть 4 десятка картин Игоря (холст, масло) и десяток – Галины, они выполнены в технике батик.

Я поинтересовался у хранительницы семейного очага: «Каково это, когда супруги художники?»

«В разные периоды жизни на этот вопрос можно ответить по-разному, – пояснила Галина. – На данном этапе Игорь вдохновляет меня своим творчеством, своим образом жизни, своим отношением к окружающему миру. Он всегда был для меня самым лучшим художником. Раньше мы иногда дискутировали по поводу живописи, спорили. Сейчас – нет. Я, правда, могу попросить у него совета, он никогда не откажет».

На выставке Игоря Беспалова и Галины Гулевой. А вы узнали здесь Джона Леннона?
На выставке Игоря Беспалова и Галины Гулевой. А вы узнали здесь Джона Леннона?

Любопытно, что Беспалов в очередной раз представил несколько своих работ, которые имеют, так сказать, музыкальные истоки; они прямо или косвенно связаны с рок-музыкой, безусловно оказывающей определенное влияние на его живописное творчество. К этому поклонники художника уже привыкли. Галине тоже не чужды музыкальные ритмы, в ее экспозиции легко отыскивается портрет Джона Леннона, который на самом деле называется «Художник, который превращается в птицу».

Игорь Беспалов и Галина Гулева у картины Игоря «Атомное сердце матери».
Игорь Беспалов и Галина Гулева у картины Игоря «Атомное сердце матери».

Подведя Игоря Беспалова к его самой внушительной по размеру картине выставки, я поинтересовался, если так можно выразиться, глубинной сутью полотна, которое называется «Атомное сердце матери» – также, как и альбом группы «Pink Floyd» 1970 года – «Atom Heart Mother».

«Эту картину я посвящаю теме материнства, – говорит художник. – И в первую очередь, по причине рождения 15 октября нынешнего года моей внучки Софьи. Сейчас ждем еще внука или, может, опять внучку. У меня три дочки, и я хорошо знаю многие тонкости, связанные с высокородной миссией настоящей матери. Мне очень нравится группа «Pink Floyd» и, в частности этот их альбом, записанный с симфоническим оркестром».

На выставке Игоря Беспалова и Галины Гулевой.
На выставке Игоря Беспалова и Галины Гулевой.

Внимательный читатель, наверное, сразу же отметил образы матери с ребенком, расположенные в центре композиции картины. А что вокруг? Я поинтересовался этим у Игоря, заранее предвкушая, что подобный вопрос вызовет у него, как минимум, легкое замешательство. Но художник, похоже, был готов к подобной творческой провокации, даже не взирая на то, что абстракционисту-авангардисту как бы не пристало давать пояснения к своим хитромудрым изображениям – пусть, мол, зрители сами разбираются со своими ассоциациями и впечатлениями. Но ведь зрители бывают разные.

«Что вокруг изображения матери с ребенком? Мои мысли, – поясняет Игорь. – Это не конкретный город, не определенное место, нет. Это форма выражения моих мыслей, которые мной владели во время работы над картиной, когда я стоял с кисточкой у холста. Мысли в форме деревьев, домиков, мостов… Это формальное искусство. Кому-то оно нравится, кому-то не нравится. Но я считаю, что здесь ведущим должен быть автор».

На выставке Игоря Беспалова и Галины Гулевой. Вот таким выглядит двойной Ангус Янг.
На выставке Игоря Беспалова и Галины Гулевой. Вот таким выглядит двойной Ангус Янг.

Далее мы перешли к еще одной poк-н-poлльной картине автора – «Двойной портрет Ангуса Янга». Если знаете, это лидер-гитарист одной австралийской рок-группы. И здесь Игорь в очередной раз напомнил мне, выступающему от лица неискушенных в современном искусстве людей и безуспешно пытающемуся разыскать человеческое лицо на пестром холсте, что в его полотна не стоит вглядываться. Абсолютно. Их нужно созерцать. При этом добавив, что портрет Янга – это часть, продолжение общей композиции «Концерт «AC/DC», главная из картин которой находится в данный момент в Центральном художественном салоне Минска. Третью картину серии «AC/DC», тоже «Концерт», можно увидеть на могилевской выставке.

Игорь Беспалов материализовался у картины, повествующей о концерте знаменитой австралийской группы.
Игорь Беспалов материализовался у картины, повествующей о концерте знаменитой австралийской группы.

Обычно художникам свойственно в той или иной форме вписывать себя в сюжеты картин. Что касается нашего конкретного случая, то Беспалов с улыбкой констатировал: « В «Двойном портрете Ангуса Янга» я – это всевидящее око, а в «Концерте» – где-то там, среди зрителей, горю в огне.

И поклонники музыкального творчества группы «Аквариум» тоже могут лицезреть посвященную своим любимым исполнителям картину Игоря Беспалова. Кстати, лет десять назад художник вручил свой натюрморт Борису Гребенщикову во время концерта в Могилеве. Музыкант был очень доволен. Примерно так, как будут, наверное, довольны и те, кто посетит замечательную выставку Игоря Беспалова и его супруги Галины Гулевой.

Фрагмент экспозиции.
Фрагмент экспозиции.
Фрагмент экспозиции.
Фрагмент экспозиции.
На выставке Игоря Беспалова и Галины Гулевой.
На выставке Игоря Беспалова и Галины Гулевой.