«Я из Бобруйска». Павел Усович: «Уважай творчество других, и у тебя обязательно все получится!»

4738
Евгений БУЛОВА. Фото из архива героя публикации
В Могилеве живет и работает немало известных людей, которые на вопрос о своих корнях могли бы ответить коротко и емко: «Я из Бобруйска». А что Бобруйск оставил в их памяти?
Павел Усович, 2017 год.
Павел Усович, 2017 год.

Ярко, стильно, эффектно

В Могилеве, а также на его дальних и ближних подступах, солиста областной филармонии, ведущего мастера сцены, лауреата международных и республиканских конкурсов Павла Усовича знают очень многие. И не только любители эстрады и театра.

Павел Усович с успехом может выступать в качестве актера, художника, поэта, композитора, конферансье, артиста цирка, сценариста, режиссера-постановщика, журналиста и даже радио-ди-джея. Его сольные программы – это всегда яркий, эффектный, стильный, запоминающийся спектакль.

А все ведь начиналось в Бобруйске, где Павел родился 8 сентября 1974 года.

– Мы жили на третьем этаже в трехэтажном доме №95 сталинской постройки по улице Чонгарской, – рассказывает артист. – Это двор за центральным ЗАГСом. Позже, когда мне исполнилось 11 лет, переехали в центр города, в большой дом по улице Максима Горького, 41, за горисполкомом. Он чем-то напоминает нашу «Габровскую стенку» в Могилеве.

Но в первый класс я пошел не в Бобруйске, а в Минске, где 3 года учился в столичной школе при консерватории. Был, так сказать, минчанином. Ну а потом вернулся в Бобруйск, где учился в школе № 6, она была тогда с музыкальным уклоном. Занимался в основном фортепиано и вокалом.

Павел Усович, Бобруйск, 1998 год. За его спиной родной дом №95 по улице Чонгарской.
Павел Усович, Бобруйск, 1998 год. За его спиной родной дом №95 по улице Чонгарской.
Бобруйск, 2000 год. Павел Усович у стен дома №95 по улице Чонгарской.
Бобруйск, 2000 год. Павел Усович у стен дома №95 по улице Чонгарской.

«Это мой мемориал»

В 1990 году 15-летним парнем приехал в Могилев и поступил в училище культуры на отделение хорового дирижирования, после окончания которого по приглашению Владимира Браиловского стал работать в Могилевской областной филармонии. И вот уже 27 лет – здесь. Лично мое отношение к Браиловскому – всегда через благодарность. Он определил и мою, и судьбы многих других артистов, которые сегодня на слуху, взять хотя бы народную артистку Беларуси Нину Шарубину. Браиловский в 2004 году привел меня к Леониду Иванову, и я стал солистом его оркестра. Все мои творческие успехи, достижения того времени – это безусловная заслуга Браиловского. А другие связанные с ним нюансы меня просто не интересуют и не волнуют.

– Попытайся, пожалуйста, сформулировать свое теперешнее отношение к городу твоего детства.

– С высоты сегодняшних лет, если можно так выразиться, для меня Бобруйск прежде всего ассоциируется с моей семьей. Когда были живы мама, папа. Вот и крестная мама недавно ушла… Сейчас там остался только мой брат – это та частичка нашей семьи, которая связывает меня с Бобруйском и который я сейчас в шутку называю «мой мемориал». И в то же время этот город формировал мое сознание. Когда в прошлом я частенько ездил из Могилева в Бобруйск, то всегда, издали завидев трубы шинного комбината, Фандок, ощущал этакий необъяснимый, щемящий душу трепет, волнение. И до сих пор со мною такое происходит. Наверное, у каждого из нас есть такой жизненный мемориал.

– Интересно, каким было твое первое знакомство с миром искусства.

– Знакомство было достаточно своеобразным и, в тоже время, вполне логичным. Моя мама работала на руководящей должности на меховой фабрике, которой сейчас уже нет. На работу пошла, когда мне было всего 4 месяца. И наша соседка, на тот момент уже достаточно возрастная женщина, смотрела меня, она была как няня. Я сейчас шучу, что и у Пушкина, и у меня была своя Арина Родионовна. Правда, звали ее Александра Ефимовна Грицук. Удивительная, добрая, отзывчивая женщина. Где-то годам к пяти она повела меня в театр имени Дунина-Марцинкевича на спектакль. И вот с этого самого времени все мои детские игры и мечты были связаны только с театром.

– Что вы с ней смотрели?

– Название уже не помню, но точно – вечерний спектакль. Билетерша еще на меня так глянула, мол, ребенок идет на взрослый спектакль, что ему там делать? Однако все увиденное произвело на меня неизгладимое впечатление. Тогда я впервые увидел Александра Парфеновича, сейчас это заслуженный артист Республики Беларусь. Его не заметить было невозможно, он вообще человек высокий, но в то время, когда деревья были большими, он мне казался самым настоящим великаном. Запомнился еще артист Баев, вот имени не знаю. Его, к сожалению, уже нет.

Эти двое актеров очень хорошо запомнились. А что касается детских спектаклей, то они меня после всего этого просто не интересовали, на сказки я не ходил. И позже, когда стали появляться друзья, они всегда были старше меня. Один из них, Володя Казачек, звукорежиссер нашего небольшого ансамблика, бэндика, с которым мы по свадьбам катались. Я тогда еще в 10 классе учился, а все ребята из ансамбля были старше меня. Так вот Володя много чего интересного открыл мне в этой жизни.

Увидеть живьем своих кумиров

– Интересно, а на какой музыке ты воспитывался? Все-таки для будущего певца – это очень важный штрих биографии.

– Я воспитывался на хорошей качественной музыке советской эстрады – Магомаев, ранняя Пугачева, Леонтьев… Не могу сказать, что я был, к примеру, битломаном. Нет, этого в моей жизни не было. Тем не менее слушал и зарубежную музыку, русский рок – «Аквариум», ДДТ, Александр Иванов… Я их просто обожаю, но это было уже позже.

– Если ты не против, давай вспомним твое участие в «Золотом шлягере».

Павел Усович – вторая премия конкурса молодых исполнителей фестиваля "Золотой шлягер" -97.
Павел Усович – вторая премия конкурса молодых исполнителей фестиваля "Золотой шлягер" -97.

– Тогда нужно опять вернуться к Браиловскому, который все это начал. Самый первый фестиваль состоялся в 1995 году, и я на нем был самым молодым 20-летним участником. Конкурса молодых исполнителей тогда еще не было, он появился годом позже, в 1996. Там я получил диплом за театральность, для меня это была как своеобразная проба пера. Получается, что начало моей работы в филармонии практически совпало со встречей таких звезд как Магомаев, Трошин, Миансарова… Увидеть живьем своих кумиров – это было восхитительно! А в 1997 году на конкурсе молодых исполнителей я стал лауреатом диплома второй степени, гран-при тогда получила Искуи Абалян.

Павел Усович со своим кумиром – Муслимом Магомаевым. Могилев, 1998 год.
Павел Усович со своим кумиром – Муслимом Магомаевым. Могилев, 1998 год.

– В то время неоднократно приходилось слышать о твоих дружеских отношениях с Эдитой Пьехой, я ничего не путаю?

– Это очень интересная история, которая своими корнями уходит в то время, 1994 год, когда я еще учился на 4 курсе училища культуры. У нас был свой ансамбль, и мы, помню, выступали на заводе «Строммашина», где мне подарили очень много цветов, астры. Я даже палитру разложил – розовые отдельно, белые отдельно, красные отдельно… Получилось букетов 5. А Пьеха чуть позже, вечером, выступала во Дворце пионеров. И вот я с этими цветами иду к ней на концерт. И после одной песни выхожу на сцену и дарю ей букет, потом снова выхожу и снова вручаю цветы. Третий раз выхожу, четвертый… Естественно, певица была необыкновенно впечатлена происходящим. «Единственный рыцарь Могилева!» – так прямо и сказала в микрофон. Сказала и, естественно, вскоре об этом забыла. Но помнил я. А еще она мне после концерта подписала афишу: «Павлу – на долгую память. С надеждой на встречу!».

Павел Усович и Эдита Пьеха. Могилев, 1998 год.
Павел Усович и Эдита Пьеха. Могилев, 1998 год.

И вот в 1998 году Эдита Станиславовна приезжает к нам на «Золотой шлягер», отправляется на выездной концерт в Быхов, где я выступаю в роли… ведущего этого концерта. По дороге в Быхов, в автомобиле, я ей, конечно же, напомнил о выступлении во Дворце пионеров и даже достал из своей папки ту самую афишу. Мы вместе от души посмеялись, вспомнив все нюансы того забавного вечера. А потом Пьеха дописала на афише: «Написанному верить!», поставила стрелку к пожеланию и опять написала: «До новых встреч!»

Надо же было такому случиться, эту афишу я в Быхове и забыл, потом она куда-то вообще пропала. Это, наверное, еще одно напоминание о том, что не нужно привязываться к вещам. Они как пришли, так и ушли, а вот человеческая память сохраняет все подробности и детали.

– Я помню, Пьеха на одном из концертов вспоминала ваши с ней добрые дружеские отношения.

– Да, позже она опять приезжала к нам, я тоже вел ее концерт. Очень интеллигентная, эрудированная и интересная женщина. А что касается самого «Золотого шлягера», то для меня это всегда праздник. Самый настоящий, самый искренний.

Во власти Мельпомены

– Не могу обойти стороной твою дружбу с Еленой Дудич.

Елена Дудич и Павел Усович. Могилев, 2001 год.
Елена Дудич и Павел Усович. Могилев, 2001 год.

– Ну, театр всегда рядом со мной был, здесь вообще нужно говорить о дружбе практически со всеми актерами нашего драмтеатра. Если честно, то я горжусь прекрасными отношениями с народным артистом Беларуси Григорием Белоцерковским, его дочерью Женечкой, с заслуженным артистом Беларусии Василием Гальцем, с Галиной Лобанок, с Галиной Угначевой… Можно перечислять многих, я их всех люблю и обожаю. Но Дудич была номер один. Именно благодаря ей я был знаком с нашими театральными артистами.

Сейчас Елена в Киеве, много снимается в кино, играет в двух театрах и в антрепризном театре народной артистки СССР Ады Роговцевой. Всегда с теплотой вспоминает Беларусь, Могилев. В 2016 году она, как режиссер, ставила мой музыкальный моноспектакль «Андрей Миронов. Жизнь продолжается». В 2017 и в 2019 годах на фестивалях в Ужгороде и в Хмельницком мы с этим спектаклем становились лауреатами. Так что в моей театральной судьбе Елена Дудич сыграла значимую роль.

Премьера. Павел Усович в музыкальном моноспектакле «Андрей Миронов. Жизнь продолжается». Могилев, 2016 год.
Премьера. Павел Усович в музыкальном моноспектакле «Андрей Миронов. Жизнь продолжается». Могилев, 2016 год.

«Либо все, либо ничего»

– Давай вспомним еще одного человека, который, я знаю, был важен для тебя – Елену Материнко.

– А вот это уже действительно моя боль… Ее уход был таким неожиданным, необъяснимым, совсем непонятно, как это все получилось. 2 декабря в ДК области состоится концерт ее памяти, который я буду режиссировать. О Елене Материнко нужно говорить либо все, либо ничего. Но то, что она была ярким в моей жизни человеком и таким останется в ней навсегда – это совершенно точно.

Дуэт с Еленой Материнко. Сольный концерт Павла Усовича "Я еду в Могилев" в день 33-летия артиста.
Дуэт с Еленой Материнко. Сольный концерт Павла Усовича "Я еду в Могилев" в день 33-летия артиста.

Когда амбиции не срабатывают

– А теперь о твоем уже хорошо известном проекте «Артисты шутят».

– Ему уже 14 лет. Первое представление состоялось в 2007 году. Конечно, были перерывы, по разным причинам. Юмор – очень такой тонкий материал. Не хочу обидеть «Кривое зеркало», но когда все это ставится на поток, то результат не впечатляет. Как минимум. Идея нашего концерта «Артисты шутят» – собрать на одной сцене в День смеха артистов филармонии, драмтеатра и театра кукол, повеселиться, затронуть актуальные темы, которые волнуют людей. Какой-то другой, особой «поднаготики» не было. У меня свое отношение к юмору, которое идет от Аркадия Райкина, Фаины Раневской, Юрия Никулина… Это яркие артисты, портреты которых, кстати, висят у меня дома.

– Могилевчанин Леонид Шульц входит в их число?

– Если рассматривать территориально Могилевщину, то наши Леонид Шульц, Олег Ермаков, в прошлом году его, к сожалению, не стало, – это действительно достойные восхищения артисты в юмористическом жанре. В этом году мы все исполнили посвящение Елене Материнко, которая сама каждый раз принимала участие в программе, а в последнее время запомнилась многим еще и своими успехами по актерской части.

Мне вообще везет на талантливых, искренних людей, которых я обожаю, молча впитывая их творческие импульсы. Я очень люблю тех, кто бесконечно предан своей профессии. Сегодня молодые ребята приходят в филармонию, и я ловлю себя на мысли – замечательные ребята, просто молодцы. На своем этапе честно служат профессии, сохраняя чувство уважения к старшим. Ведь, как правило, амбиции, что я вот лучше всех, сейчас вам всем докажу, в искусстве, культуре не срабатывают. А у тех артистов, которые работают, уважая творчество других, обязательно все получится!