Собираем картошку и покупаем валюту. Спросили у бобруйчан, что нас объединяет

6315
Елена САДОВСКАЯ. Видео: Денис НОСОВ. Фото обложки из архива ВБ.
17 сентября в Беларуси впервые отмечается новый государственный праздник – День народного единства. Мы спросили у бобруйчан, в чем проявляется единство народа любой страны и едины ли сегодня белорусы.

Геннадий Юрьевич:

– Единство в любой стране проявляется во взаимопомощи, взаимовыручке между людьми, в общих целях, действиях.

Насчет единства белорусов однозначно сказать нельзя, все-таки какое-то разделение есть. Но стремление к единству тоже есть. Думаю, что со временем все обустроится, и мы к нему, единству, придем.

Николай Васильевич:

– Единство народа любой страны заключается в общности взглядов на будущее, на развитие. Народ в любой стране объединяет общая история, которую не надо переписывать, потому что – что было, то было.

Едины ли сегодня белорусы? Нет. Народ – да.

Дарья Карницкая:

– Я не верю в единство народов. В Советском Союзе была совсем другая идеология, тогда человек не думал, что он – единица, вместо этого он думал: я – часть чего-то большего. Сейчас мы говорим об индивидуализме каждого, и каждый, в первую очередь, думает о том, чтобы ему было тепло, сыто, хорошо, потом – его семье, потом – его близким и родным, потом – его соседям и, возможно, стране. А вот когда прижимает, человек задумывается не только о своем благополучии, но и о том, где он живет, с кем он живет и что у него будет завтра.

Я не вижу ничего плохого в индивидуализме, потому что, на мой взгляд, задача человека – проявить именно свои качества. Наверное, именно этим он усиливает и тех людей, которые находятся рядом.

Что касается единства белорусов, то все относительно. Но мне кажется, сейчас взаимодействие людей стало более близким, чем это было 5-10 лет назад. Я это ощущаю.

Любовь Евгеньевна:

– Мы, в принципе, все одной крови (смеется). Единство народа, на мой взгляд, заключается во внимании и дружбе. Чтобы дружить с незнакомыми, нужно улыбаться чаще. Если чаще улыбаться, то и жизнь будет лучше, и люди будут друг к другу тянуться.

Мое мнение – в принципе, мы едины, просто это надо уметь показывать. И мы очень дружная нация, это выражается в собирании картошки по осени (смеется).

Владимир Александрович:

– В чем проявляется единство любого народа – это вопрос философский. Нельзя заставить любить насильно.

Вот мы как вводим праздники... Вчера возлагали венки Ленину, через год ходим в церковь и одновременно возлагаем венки к Ленину, ходим на 1 мая и 7 ноября, а потом никто не ходит, и никому это не надо. Ну и, я думаю, что если таким способом праздники вводить, то это ни к чему не ведет. Потому что общество живет определенным своим курсом, дети – не родители, внуки будут не как дети, а пытаться влиять на это идеологически... уже пробовали, ни к чему это не ведет. Нельзя заставить чему-то поклоняться.

Мое мнение: людям надо перечитать и переслушать Владимира Высоцкого.

Первый показатель народного единства – национальное самосознание. Есть в Беларуси национальное самосознание? Этот вопрос висит в воздухе. Это нельзя купить, это должно быть в воздухе, если оно есть, то для этого ничего и делать не надо. «Официоз» не работает, работает гражданское общество, а его нет, его не строили.

В нашей стране нет национального языка. Мы не так далеко отошли от Советского Союза, и у нас язык всенародного общения – русский.

А едины белорусы в том, что, если они получили зарплату, то надо купить доллары (смеется). Все белорусы едины в этом.