Ребенка дразнят в школе «хромоножкой». Как исправить ситуацию, советует психолог

2420
Ирина ПОЛОВИКОВА. Фото на титуле из архива «ВБ»
За помощью в редакцию обратилась читательница: сын отказывается ходить в школу из-за того, что одноклассники организовали против него словесную травлю.

«Сын летом сломал ногу. Два месяца был в гипсе, в конце августа гипс сняли, но пока еще остается сильная хромота. И из-за этого начались проблемы в школе – ребята дразнят его «хромоножкой», дошло до того, что сын отказывается идти на уроки, каждое утро у нас слезы и истерики. Я не знаю, как мне правильно поступить в этой ситуации: ждать, пока все само собой пройдет или все-таки обратиться за помощью к классному руководителю ребенка? (Вероника).

«Школьная травля – явление далеко не безопасное»

Наталья Козлова, педагог-психолог средней школы № 19 г. Могилев:

Педагог-психолог могилевской средней школы № 19  Наталья Козлова.
Педагог-психолог могилевской средней школы № 19 Наталья Козлова.

− Вербальный буллинг (те самые «дразнилки») в школе явление нередкое. Но несмотря на это относиться к подобным случаям нужно внимательно, поскольку школьная травля далеко небезопасна и способна привести к серьезным конфликтам в детском коллективе.

В моей практике был случай, когда ребенка, у которого были проблемы со зрением, начали дразнить «очкариком». Мальчишка был не из тихонь и в ответ тоже стал обзывать обидчиков, в том числе и очень грубыми словами. В результате в классе начали постоянно возникать локальные конфликты, а когда ответная реакция на словесную травлю в виде встречных «дразнилок» не принесла положительного результата, ребенок, чтобы доказать свое превосходство над обидчиками, пустил в ход кулаки. Потом мальчик и вовсе под разными предлогами (болит живот, голова, тошнит и т.д.) начал регулярно отказываться посещать школу. В результате ситуация обострилась до такой степени, что классный руководитель и родители уже не смогли справиться с ней самостоятельно, и вынуждены были подключить школьную социально-педагогическую и психологическую службу. Когда с классом и подвергшимся травле ребенком была организована работа всех субъектов профилактики, положительные результаты не заставили себя долго ждать.

А ведь если бы родители и учителя, не дожидаясь, пока ситуация окончательно накалится, помогли ребенку примириться с особенностями его внешности и научили правильно реагировать на обзывания, конфликта и тем более драк можно было бы избежать. Например, в этом конкретном случае родители могли бы дать ребенку возможность самому выбрать себе оправу для очков, а учитель мог бы в присутствии других детей (как бы случайно) заметить: «Какая у тебя оправа красивая, она так тебе так идет! И такой солидный стал, взрослый!». Нередко подобная фраза способна если не поднять самооценку ребенка, то хотя бы примирить его с особенностями своей внешности, чего не всегда можно добиться долго и усердно ведя беседы на эту тему.

«Не ждать пока ситуация накалится и помочь ребенку правильно реагировать на «дразнилки»

Кстати, эту методику можно попробовать и в случае, о котором рассказывает читательница. В частности, классный руководитель мог бы поговорить с детьми о том, что неосторожность может привести к серьезным травмам, а потом, как бы невзначай, отметить: «Я знаю, что Сережа летом катался на велосипеде и сломал ногу. Плохо, конечно, что он был недостаточно осторожен. Но зато я знаю, что он оказался очень мужественным мальчиком и даже операцию очень стойко перенес, ни одной слезинки не уронил. Он настоящий герой! Теперь ему нужно еще потерпеть, пока нога окончательно заживет, но он не жалуется, хотя иногда ему еще бывает очень больно. Но вы же не бросите его в беде, поможете ему справиться, правда?». В результате педагог «разворачивает» ситуацию в другую сторону: хромать после травмы не страшно, а вот отказать в помощи – это предательство.

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребенок, вне зависимости от благополучия семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей, ведь в детском коллективе, где подобное поведение становится нормой, в роли «жертвы» может оказаться любой ребенок.

«Обращайте внимание на изменение в поведение ребенка»

Конечно, далеко не всегда дети рассказывают о том, что их дразнят и переживают это в одиночку. Поэтому нужно непременно обращать внимание на любое изменение в поведении ребенка.

Это могут быть как: нежелание идти в школу и резко снизившаяся успеваемость, так и нервные тики, энурез, беспокойство, тревожность, нарушения сна, длительное подавленное состояние, участившиеся простуды и другие заболевания, склонность к уединению, нежелание общаться, проблемы с аппетитом, излишняя уступчивость и осторожность и др.

Постарайтесь осторожно разговорить ребенка, понять причину столь болезненного дискомфорта. Родители должны своевременно сообщать о школьных проблемах учителю, психологу, чтобы проблем у ребенка не накопилось еще больше. Но делать это нужно очень аккуратно, спокойно, ставя на первый план не непременное наказание для обидчика, а «накажите обидчика»,

Но, как правило, когда вашего сына или дочь обижают одноклассники, первая реакция − идти и разбираться с обидчиком самим. Вот этого делать ни в коем случае не стоит, потому как высока вероятность, что после таких родительских «разборок» у ребенку приклеится еще одна дразнилка: «стукач» или «ябеда». Причем, надолго. Задача родителей − не игнорировать и не обесценивать случившееся, и тем более не советовать давать сдачи и обзываться в ответ. А услышать ребенка, его чувства, сказать, что вы понимаете, как ему обидно и неприятно. И оказать максимальную поддержку, например помогая «снивелировать» причины насмешек. Если это из-за очков, то подобрать красивую, правильную оправу. Если из-за лишнего веса − перестать откармливать ребенка сладостями в неограниченном количестве. Дразнят из-за одежды − постараться подбирать ее более внимательно, с учетом предпочтений, которые в настоящее время есть в детской среде, а не ваших вкусов. И не забывать самим принимать своего ребенка таким, какой он есть. Ведь именно в семье закладывается понятие самооценки и самоидентичности.