38-летний Александр Вишнев переехал в Чехию в декабре 2018 года, а через полтора года к нему переехали супруга Виктория с дочерью Анжеликой. Сегодня семья живет в Велка-Битеш, взрослые работают на частном промышленном предприятии операторами станков с ЧПУ (Вика – пока учеником). А 13-летняя Лика ходит в местную школу.
Родители признаются, что переезд непросто дался для дочери.
– Ребенок в переходном возрасте ищет, за что можно ненавидеть родителей. Вот переезд – это то, за что наш ребенок ненавидит нас, когда ей это нужно, – смеются папа с мамой. – Если мы покупаем какие-то вкусняшки, куда-то едем – отлично, а когда что-то не так, то сразу: в Беларуси было лучше!
Девочку зачислили в школу в начале октября. Несмотря на то, что в Бобруйске она окончила шесть классов, зачислили ее снова в тот же класс, чтобы ей проще было адаптироваться. Также она три часа в неделю занимается с репетитором по языку, такие занятия оплачивает школа.
– Но для того, чтобы получить эту возможность, мы прошли специальную комиссию, где психолог проверял, нет ли у нее задержки интеллектуального развития, – рассказывают родители.
Каникулы короче, Дня знаний нет
Чешские дети идут в школу с 6-7 лет, до этого они должны год отучиться в детском саду. Учебный год, как и в Беларуси, начинается 1 сентября. Но в этот день никакой торжественной «линейки» нет, дети просто идут в школу в обычной одежде. Занятий в этот день не проводится, только классный час.
В момент переезда семьи Вишневых в Чехию в этой стране был жесткий карантин, поэтому родительские собрания проходили только онлайн. Как правило, на них обсуждаются проблемы, которые возникают у детей.
– Денег на родительских собраниях здесь не просят, – улыбается Виктория Вишнева. – Каждый из родителей может лично пообщаться с педагогом.
Самые длинные каникулы в Чехии – летние, но и они начинаются с 1 июля. А осенние каникулы длятся всего два дня. Зимние тоже короче, чем в Беларуси, около недели, дети идут в школу сразу после Нового года. Весенние каникулы были в начале марта и длились неделю.
Удобно в шортах – ходи
Школьной формы в чешских школах нет. И это прекрасно, считают родители, вспоминая, как собирали дочку в школу в Бобруйске.
– Единственное, что обязательно – сменная обувь с белой подошвой, чтобы не «рисовать» на полу, – рассказывает Виктория. – Есть требования и к спортивной форме, в нашей школе это: белая майка, леггинсы, кроссовки с белой подошвой.
Для формы в старшей школе, где учится Анжелика, у каждого ребенка есть свой шкафчик на первом этаже.
Ученики же в основном ходят в джинсах и байках. А когда в последний учебный месяц (июнь) было уже жарко, то дети ходили в школу просто в шортах и футболках.
Ручки, которые стираются
Что касается канцелярских принадлежностей, их в чешскую школу тоже нужно покупать самому.
Вишневы вспоминают, что подготовка к 1 сентября обошлись им примерно в 350 белорусских рублей.
– Сколько мы тратили на подготовку к школе в Бобруйске – честно говоря, не помню, но для нас точно было нереально «выкинуть» 350 рублей на «канцелярию», – признается Виктория. – В Чехии все это дороже (ели не по акции), но и зарплаты здесь другие, поэтому, вроде, и не так дорого. Но в эту сумму вошло не только то, что нужно для школы. Лика у нас рисует, поэтому дополнительно мы купили ей фломастеры, карандаши, акриловые краски. У каждого ученика в чешской школе для уроков труда должен быть свой чемоданчик, в котором лежат краски, кисти, карандаши – все то, чем ребенок захочет заняться.
Другие тетрадки
Здесь другие тетради. Каждая тетрадь имеет свой номер, и учитель решает, в каких тетрадях будут работать дети в его классе.
Номер тетради говорит о ее формате (А6, А5, А4), сколько в ней листов и будет ли она с линейками или без.
– На математике у нас, например, тетрадь с пустыми листами, без линеек и клеток. Для таких тетрадей продаются специальные листы с линейками, чтобы подкладывать под чистый лист и писать ровно. Еще здесь нужно писать ручками, которые стираются, а в белорусских школах, насколько помним, они запрещены.
Мобильными телефонами в школе пользоваться нельзя. Родители Лики специально просили администрацию школы, чтобы дочери разрешили им пользоваться для перевода непонятных слов.
В школьную столовую – по чипам
– В школу дети заходят, используя чип, родителей туда не пускают. Этот же чип используется и в столовой, на него, к слову, родители зачисляют деньги для оплаты обедов. Для нашего возраста обед стоит 3 рубля, в пересчете на белорусские. Меню есть на сайте школы.
Обычно обед – это суп, основное блюдо, фрукты и сок. Например, куриный бульон, свинина с паприкой, макароны.
– Обеды вкусные, и порции большие, но наша дочь в столовую не ходит, как и большая часть класса, потому что они себя считают уже взрослыми, – смеются папа и мама. – Вместо этого берут с собой что-то попить и небольшие бутерброды, печеньки.
Что задают на дом
– Домашних заданий здесь гораздо меньше, в основном задают математику, иногда пишут рефераты, – рассказывают Вишневы. – Но такого, как в Беларуси, когда каждый день ребенок по три часа делает домашнее задание – нет. Но тут, опять-таки, многое зависит от учителя.
В Чехии есть две ступени получения школьного образования: первая – с 1-го по 5-й классы, вторая – с 6-го по 9-й. После окончании девяти классов у выпускника три варианта: пойти работать, продолжить учебу в профессиональном училище (срок обучения – 4 года, после сдачи экзамена можно поступать в университет) или поступить в гимназию. Последнее очень престижно, но попасть в гимназию сложно – поступают только 20% учащихся. Обучение там длится тоже 4 года. По окончании выпускники сдают государственный экзамен – чешский язык и литературу, иностранный язык, и также могут продолжить учебу в вузе.