– Оксана Михайловна, начнем с главного: в каком возрасте ребенок уже должен «хорошо» разговаривать?
– Более-менее четкая и понятная речь, в том числе и для посторонних, которые впервые или редко общаются с ребенком, формируется с 3-4 лет.
К пяти или пяти с половиной годам речь уже должна быть «чистой», четкой, понятной. К этому возрасту у ребенка должны быть все звуки и достаточно разнообразные предложения, состоящие минимум из 5-6 слов.
– А в каких случаях родителям стоит начинать бить тревогу и «бежать» с ребенком к логопеду или дефектологу?
– Сигналы тревоги, которые должны насторожить родителей, могут появиться уже в период новорожденности, например, если малыш не сосредотачивается на лице говорящего, не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуки «б, п, м»). К году не отзывается на свое имя, не использует в речи минимум 10 простых слов («мама», «баба», «ав-ав», «би-би»,..). В 1-2 года не понимает простейших вопросов, не может показать изображение на картинке («Где ляля?», «Где собачка ав-ав?» и т.д.). В 2-3 года не пользуется предложениями, хотя бы из двух слов, не может назвать известные ему предметы. В 3-4 года не отвечает на простые вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?» и речь ребенка понимают только близкие ему люди.
– Какие самые частые проблемы развития речи встречаются у детей сегодня? Можно ли сказать, что проблемных детей становится все больше?
– На сегодняшний день самая распространенная проблема – отсутствие соответствующих звуков по возрасту. Есть дети, у которых страдает не только произношение звуков, но и словарь, грамматика, есть трудности в построении правильных, красивых предложений. И таких детей становится с каждым годом все больше.
– Что, на Ваш взгляд, можно отнести к основным факторам возникновения проблем развития речи у ребенка?
– Таких причин достаточно много. Это, в основном, факторы «качества». Например, биологические: наследственность, состояние здоровья беременной мамы, особенности течения беременности и сам процесс рождения ребенка, а также первый год жизни малыша – то, как проходили кормления новорожденного, динамика двигательного развития ребенка от 0-1 года. Есть и ряд социальных факторов. Один из них – выбор стиля общения с ребенком (как часто родители общаются с малышом, играют с ним в игры по возрасту, в том числе и до одного года). Двуязычие в семье, стресс, психологическое принятие ребенка мамой, частые ссоры в семье, злоупотребление просмотром мультиков, различных роликов из интернета, социальный статус семьи и прочее. Кроме того, родители перестали читать своим детям сказки на ночь.
– Можете ли Вы пояснить, в чем отличие дефектолога от логопеда? Когда родителям нужно идти к первому специалисту, а когда – ко второму?
– Если очень кратко, то логопед – это тоже учитель-дефектолог. Учитель-дефектолог – это обобщающее название нескольких специалистов, которые работают с детьми со следующими проблемами: речевого плана (логопед), слухового (сурдопедагог), зрительного (тифлопедагог), особенности интеллектуального развития (олигофренопедагог). В зависимости от имеющихся трудностей и следует обращаться к соответствующим специалистам. И чем раньше, тем лучше.
– Оксана Михайловна, а куда конкретно нужно обращаться бобруйчанам, если у детей есть проблемы с речью?
– В детских поликлиниках работает логопед, который может проконсультировать родителя с ребенком и назначить занятия. Также необходимо обратиться непосредственно в учреждение образования, которое посещает ребёнок. Практически во всех из них оказывается помощь детям, имеющим нарушения речи. Учитель-дефектолог учреждения образования также проконсультирует и объяснит родителям их порядок действий для дальнейшего получения квалифицированной помощи по устранению речевых нарушений у ребенка. Кроме того, многие родители обращаются и к частным логопедам.