Волшебные кольца Русалки. О судьбах жителей одного бобруйского двора на Интернациональной: ч. 20

4151
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора
В нашем своеобразном путешествии во времени, которое началось со двора дома №64 по улице Интернациональной в Бобруйске, я чувствую, чего-то или кого-то не хватает для полноты и завершенности общей картины. И вот пару дней назад меня осенило – у нас маловато девушек. Сегодня речь пойдет именно о них.

Ранее были опубликованы:

...В предыдущих частях нашими героинями больше выступали чувачки. Они и в учебе чудят, и на гитарах наяривают, и прикалываются повсюду. И на сборах отличаются, и на «картошках» всевозможной ерундой занимаются. Про девушек в повествовании было все вскользь. А ведь без них, наших красавиц, все ранее описанное – не больше чем мышиная возня.

«Мы вам честно сказать должны, больше жизни девчонки нам нужны…». Могилев, 1974 год.
«Мы вам честно сказать должны, больше жизни девчонки нам нужны…». Могилев, 1974 год.

Так что исправляюсь. И для этого приглашаю вас на берег могилевской реки Дубровенки, к тому месту, где установлена скульптура Русалки. Небольшая такая, но выразительная. Недалеко от моста по проспекту Мира.

Поверь своим глазам

Так вот, иду я однажды, лет семь тому назад, воскресным солнечным утром вдоль реки, подхожу к искусственному водопаду, где она установлена, поднимаю глаза и… теряю равновесие. Плавающие в Дубровенке утки вряд ли бы меня спасли.

Могилевская «Русалка» на реке Дубровенке.
Могилевская «Русалка» на реке Дубровенке.

К счастью, до ограждений было недалеко. Я ухватился за перила чугунной решетки, гляжу на каменную скульптуру девушки с рыбьим хвостом и глазам своим не верю: Алка! Русалка – Алка! Та же элегантность фривольной позы, некая легкомысленность и в то же время многозначительность в положении рук, умело переданные художником.

И грусть. Мягкая, невесомая, обволакивающая… Как воспоминания, которые тут же переместили мое сознание в начало семидесятых – озеро в Печерском лесопарке. Мы с Васей Маком катаемся на лодке, и тут две девушки просят нас перевезти их на другой берег.

Алла и Наташа в Ленинграде. Любили наши люди съездить на денек-другой в Северную российскую столицу прогуляться. 1973 год.
Алла и Наташа в Ленинграде. Любили наши люди съездить на денек-другой в Северную российскую столицу прогуляться. 1973 год.

Впечатленные элегантностью дам студенты, то есть мы, гребли, словно братья Богдановичи, временами распугивая лесопарковых обитателей неуклюжими (от волнения) шутками, предназначенными для наших пассажирок.

Правда, лет через десять дамы признались, что самодеятельный юмор гребцов был совсем даже неплох. Поэтому смех в лодке можно было считать искренним и душевным.

Конечно же, мы с другом, еще не доплыв и до середины озера, успели, извиняюсь, поделить барышень: правая твоя, а левая – моя. Одна из них была Алкой, с ней у Васи ничего не получилось. Вторая, Наталья, стала позже моей женой. К сожалению, в тот день наше общение с девушками не имело абсолютно никакого продолжения. Мы их всего лишь перевезли на другой берег и распрощались в надежде встретиться в более подходящей обстановке.

… Сегодня уже минуло 8 лет, как Алла Лесниковская покинула наш мир. Ее увезла другая лодка… Трагедия случилась в Питере, недалеко от Гостиного Двора. Алле всегда нравилась Северная российская столица, но она вряд ли предполагала, что именно из этого города отправится в свое последнее плавание – в мир теней.

И вдруг я вижу ее на Дубровенке в образе Русалки. Рус-Алка. Этого не может быть! Но от этого никуда не денешься.

Реальные черты скульптуры

На поиск автора скульптуры у меня ушло около часа. Оказалось, в один из скульптурных могилевских пленэров Русалку изваял Владимир Пипин, живущий в Орше.

Набираю номер мобильного телефона художника, представляюсь и прошу автора пояснить, кого он изобразил в этой замечательной скульптуре. Естественно, такой неожиданный вопрос малость ошеломил Владимира Анатольевича, он в свою очередь поинтересовался, с чем все это связано.

– Да вот, – говорю, – хочу вашу Русалку, пардон, приватизировать. Не волнуйтесь, никуда перетаскивать ее не собираюсь. Приватизация всего лишь образная. Так кого вы все-таки высекли из камня? Мужчине, особенно художнику, свойственно воплощать в своих произведениях тех женщин, которые когда-то участвовали в его судьбе. Русалка – это кто?

После небольшой паузы скульптор ответил:

– Наверное, это некий собирательный образ могилевчанки. За время работы на пленэре я внимательно наблюдал за девушками Могилева, пытался отметить для себя какую-то характерную для них особенность.

Алла и Наташа –  многое в те годы зависело от двух копеек, необходимых для телефонного звонка, 1977 год.
Алла и Наташа – многое в те годы зависело от двух копеек, необходимых для телефонного звонка, 1977 год.

– Значит, Русалка, – продолжаю расспрос, – можно считать, вобрала в себя множество жительниц нашего города, так? Вчера я отчетливо увидел в ней одну. Алку! Русалка – Алка. Она была коренной могилевчанкой. Родилась в 1955 году, жила в доме по улице Космонавтов, обожала ансамбль «Романтики»… В молодости она была подругой моей жены, они вместе закончили начфак педагогического института. Я знал ее «двести» лет. Вы не против того, чтобы Русалка теперь стала еще и Алкой?

– Ничего не имею против. Более того, буду рад тому, что мое произведение приобрело, так сказать, реальные черты.

«Русалочка» в Копенгагене
«Русалочка» в Копенгагене

.– И даже биографию, – добавил я, вспомнив о том, что никакому скульптурному произведению никогда не помешает «фамильная история». Как той же копенгагенской Русалке, которую знает весь мир и которая ну ничем не лучше нашей. Кстати, ее установили в угоду мэру Копенгагена, которому очень понравилась опера Даргомыжского «Русалка». После просмотра спектакля некий сопровождавший градоначальника чиновник, решивший прогнуться перед шефом, поинтересовался у того: «Так, может, скульптурку по такому случаю поставим?». Мэр Копенгагена довольно кивнул головой. А наша Русалочка, как вы поняли, имеет теперь трепетную и близкую нам историю своего появления, с которой я вас ознакомлю далее.

Мы так никогда и не разбогатели

Дело было в семьдесят четвертом. Улица Первомайская в Могилеве. Солнечно. В разгаре первомайская демонстрация. Музыка духовых оркестров, флаги, транспаранты, надувные шарики.

Мы с Маком в самый разгар праздничного шествия вдруг выясняем – деньги, которые откладывали на покупку пластинок, безвозвратно пропали. То ли кто-то умыкнул, то ли сами где-то их потеряли. А тут, как назло, настал момент окончательного расчета за ранее заказанные пластинки. Короче, назавтра нужно было отдать приличную для студента того времени сумму.

Алла Лесниковская, начало 1970-х. Кольцо при ней.
Алла Лесниковская, начало 1970-х. Кольцо при ней.

Случайно оказавшаяся рядом с нами Алка, с которой мы поделились проблемой, отреагировала весьма неожиданно – сняла с пальца правой руки кольцо и протянула нам: «Если успеть продать, можно будет выкрутиться. Деньги отдадите, когда разбогатеете».

Мы так никогда и не разбогатели, хотя кое-какие деньги Алке года через два все-таки вернули. Лучше мало, чем ничего. Остальные мы ей «простили».

Теперь, всякий раз подходя на Дубровенке к АлкеРусалке, я то и дело пытаюсь разглядеть ее сложенные на груди руки. Кольца не вижу. Она отдала его попавшим в сложную ситуацию товарищам, которые, что греха таить, так до конца с ней и не рассчитались

Зеркальность водной глади

Те же сложенные ручки...
Те же сложенные ручки...

Однако мы еще только приблизились к тому необычному событию, которое дает мне все основания заметить: не все так просто в нашем мире. Дело в том, что у Аллы осталась взрослая дочь, которую я решил обязательно посвятить в свои планы по «переименованию» скульптуры. Переговорив с ней по телефону, мы договорились встретиться у меня на работе. Помимо всего прочего я попросил Владу (так зовут дочь Аллы) захватить с собой какие-нибудь фотографии мамы времен ее молодости.

Через несколько дней Влада появилась в моем рабочем кабинете. Я в деталях рассказал ей о том, о чем вы прочитали выше, и напомнил про фото. Она сказала, что взяла с десяток снимков. И протянула их примерно так, как когда-то ее мама протянула нам с Маком свое кольцо.

Пробежав глазами по фотографиям, я невольно «зацепился» за ту, которая сейчас и перед вами, уважаемые читатели: начало семидесятых годов, Алла мечтательно наклонила голову, сложив ручки. На ее правой руке то самое кольцо…

Супруг Аллы – Слава Райцес (стоит), покинувший наш мир примерно в то же время, как и Алла. Но в нескольких тысячах км от нее.
Супруг Аллы – Слава Райцес (стоит), покинувший наш мир примерно в то же время, как и Алла. Но в нескольких тысячах км от нее.

И здесь по мне вдруг пробежала электрический разряд. Я тут же «открыл» на мониторе компьютера снимок скульптуры на Дубровенке и буквально обалдел – примерно та же поза, тот же мечтательный наклон головы и сложенные ладошка к ладошке руки. Только в зеркальном отображении. Зеркальность водной глади.

Показываю обе фотографии Владе – та тоже в полнейшем недоумении, ведь бумажное фото, которое она принесла с собой, датировано началом 70-х, а пленэр, на котором Владимир Пипин изваял ему совершенно незнакомую (но тогда еще здравствующую) Русалку Алку, проходил примерно в 2000 году. Между этими изображениями почти 30 (!) лет! Как художник умудрился совершить такое мистическое «сканирование»?

Тут уж сама собой нарисовалась легенда о том, что, если вы при хорошей безветренной погоде увидите круги на воде возле скульптуры (это те самые волшебные кольца Русалки, одно из которых помогло нашим героям), то вам в дальнейшем будет сопутствовать удача – Русалка Алка об этом обязательно позаботится.

«Битлы» приходят на помощь

Лесниковская – строгая учительница, 1982 год.
Лесниковская – строгая учительница, 1982 год.

Комфортная погода того дивного сентября 2014 года не могла не стать одной из причин проведения на набережной Дубровенки перфоманса «Леннон и Харрисон в гостях у Русалки-Алки». Почему именно эти битлы были выбраны в качестве главных действующих лиц? Так их именами названы находящиеся неподалеку от Русалки деревья. Тем более, что еще со времен их песни «Help!» – «На помощь!» сами битлы не раз выручали своих друзей, в том числе и на «Желтой подводной лодке».

Одним словом, немного фантазии, ненавязчивая работа гримера плюс творческое вдохновение – и вот Леннон и Харрисон (на чьей музыке выросло не одно поколение) спешат к Русалке-Алке. Ну, надо же даму иногда радовать чем-то волнующим и необычным, чтоб не скучала одна на реке. Группа Сергея Коноплева как раз подготовила этакий шикарный плей-лист: от «Don’t Let Me Down» (тех же «Битлз») до «Sunshine Raggae» («Laid Back»).

Фрагмент перфоманса «Леннон и Харрисон в гостях у Русалки-Алки», 2014 год.
Фрагмент перфоманса «Леннон и Харрисон в гостях у Русалки-Алки», 2014 год.

Дабы не вводить публику в заблуждение, Джон Леннон без обиняков сразу же перешел с английского на русский, в очередной раз напомнив, что воспитание чувств – это тоже кропотливая неустанная работа. Которая необходима всем нам для того, чтобы стать лучше и совершеннее. Да к тому же «Peace and Love» – мир и любовь – это совсем не лишние для сегодняшнего сложного и противоречивого времени понятия.

Возвращаясь к героине перфоманса, Леннон заключил: «Русалка живет рядом. В твоем городе… Она желает тебе всего наилучшего. Она любит тебя – «She Loves You!»

К слову, нашему уличному спектаклю предшествовало объявление следующего содержания: «Срочно нужны Леннон с Харрисоном! На один час, в четверг 4 сентября. Петь почти не придется».

«Битлы» спешат на помощь, 2014 год.
«Битлы» спешат на помощь, 2014 год.

Увы, желающих рискнуть не нашлось, так что пришлось автору этих строк и его старому другу Володе Кутузову взвалить на себя эту, казалось бы, непосильную актерскую ношу (отдельный респект руководству облдрамтеатра за помощь в париках). Хотя, нет, не буду лукавить, на встречу к Русалке-Алке мы с Вовой (т. е. с Джорджем Харрисоном) шли в отличном настроении – когда еще доведется побыть в образах легендарных музыкантов? Ну, а после того, как в дело вступили Сергей Коноплев и его группа, все возможные вопросы по поводу нашего своеобразного маски-шоу отпали сами собой. Думается, Русалка (и не только) была довольна.

…Во время исполнения композиции «Let it be» на водной глади реки чудесным образом появились волшебные кольца Русалки – значит, теперь все будет хорошо!

Продолжение следует.