Европа на карантине, опасные австрийские горы и тоска по дому. Как дела у первой женщины-дальнобойщицы из Бобруйска

19.3k
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Фото из архива героини
Бобруйчанка Александра Хурсан несколько лет назад стала едва ли не самой первой дальнобойщицей среди белорусок. И уж точно – самой медийной. О ней писали и местные, и национальные издания. Мы решили поинтересоваться, как сейчас живет хрупкая дальнобойщица Саша.

Про Александру мы писали ранее: девушка решила стать водителем-международником в 2018 году. К тому моменту она уже имела права категории В, отучившись, получила еще С и Е, прошла трехмесячную стажировку у собственного брата, и отправилась в первый самостоятельный рейс.

Застаем Александру «на паузе». Так у водителей большегрузов называют специально предусмотренные перерывы в графике работы. Александра стоит на стоянке в Подмосковье.

С нашего последнего разговора в 2018 году многое изменилось: Александра успела объездить всю Европу, чуть не застряла в горах в Австрии (благо, помогли спасатели), сменила работодателя, и сейчас ездит в основном из Чехии в Подмосковье и обратно.

Сейчас Александра – уже не первая женщина-дальнобойщица в Беларуси. Как минимум в предыдущей фирме трудится уже трое девушек.

Поездки по карантинной Европе

Когда мы в прошлый раз беседовали с Сашей, еще никто даже не знал, что такое коронавирус. Когда в мир пришла пандемия, наша героиня не бросила работу и продолжила ездить. Говорит, сначала было страшновато, когда вирус свирепствовал в Европе, но привыкнуть можно ко всему.

Александра с братом
Александра с братом

– Помню, в самом начале пандемии я простояла на польской границе двое суток, все из-за того, что тогда толком еще никто не знал, что это за болезнь, и какие меры нужно предпринимать. На границе собралась очень большая очередь.

А потом поездки по карантинной Европе стали обыденностью, просто пришлось привыкать к новой реальности: закрыты привычные кафе, в магазин – по строгому расписанию, повсюду измеряют температуру. Пришлось искать замену привычным на маршруте удобствам – душу на парковках.

– Бывает, едешь и знаешь, что вот на таком-то паркинге есть душ. Приезжаешь, а он закрыт…Ничего, приходилось привыкать, искать новые варианты.

А особенно Саше запомнилась Испания, туда она попала, когда «ковидные» ограничения начали снимать.

– Там был очень строгий карантин. Как я понимаю, они даже не могли свободно выйти из дома. Когда ограничения стали снимать – на улицах сразу появилось очень много людей. Они гуляли, шумели, веселились. Причем как-то отдельно сначала люди среднего возраста, а потом пожилого. Наверное, им разрешили выходить, но в разное время.

Александра Хурсан
Александра Хурсан

А вот санкции, политические события и инцидент с самолетом никак на работе дальнобойщицы не сказались – говорит, загрузок, работы хватало и тогда, и сейчас. Бывают и загрузки из Беларуси. Закрытые границы также не мешают, ведь международные грузоперевозки – вещь необходимая, и на водителей большегрузов ограничения не распространяются.

«Еду через Беларусь – и на душе становится теплей»

Семья Александры смирилась с выбором девушки, и скепсиса по отношению к «неженской» профессии уже нет. Она и сама привыкла к суровым условиям работы, к физической нагрузке, к тому, что подолгу приходится бывать вдали от дома.

– Но я часто езжу через Беларусь. И даже если домой заехать не удается, все равно на душе как-то становится теплей.

«А вы та самая Саша»?

С 2018 года понемногу стало изменяться и отношение коллег-мужчин. Уже никто практически не говорит про «не женское» дело, про некомпетентность и т.д.

А после публикаций в СМИ стали узнавать:

– Бывало такое, что на границе могли подойти, спросить: «А вы та самая Саша»? Мне было неловко. Я просто шла работать, заниматься тем, что мне нравится. И точно я не хотела славы и популярности из-за этого.

Опасная работа

За все время с начала работы у Александры, к счастью, не случалось аварий и серьезных происшествий. Если не считать случая, когда она могла надолго застрять в зимних горах в Австрии.

– Дорога поднималась круто в гору, уже была зима, заснежено. А я ехала «пустая», и подняться на гору просто не смогла. Меня снесло на обочину, выехать оттуда самостоятельно уже не получалось. К счастью, через какое-то время меня заметили проезжавшие там машины и вызвали что-то вроде местного МЧС. Спасатели закрепили на колесах моей машины цепи, для лучшего сцепления с дорогой, и вытащили. Абсолютно бесплатно, кстати. А я слышала, что если требуется помощь эвакуатора, то водителю придется немало заплатить за его услуги.

Везет Саше и в тех регионах, которые «славятся» преступностью и частыми нападениями на водителей. В последние годы такое часто случается на паркингах в пригородах крупных городов Франции, Испании и иногда в Литве. Саша говорит – даже у коллег из ее фирмы бывало, что ночью сливали топливо из баков, или за 40 минут, пока водитель отходил по делам, вскрывали и обворовывали кабину, но лично с ней такого не случалось.

– И все равно, когда становишься, даже на платный паркинг в таких местах, на ночь перетягиваешь двери кабины между собой ремнями, чтобы никто не мог забраться внутрь, - рассказывает Саша.

О своем будущем в профессии Александра пока не думает. Говорит – какого-то запасного плана на жизнь у нее нет. Работа хоть и сложная, но интересная, платят достойно, а главное – такое занятие девушке по душе.

– Не могу сказать, что мне нравится больше – путешествия, время за рулем, или сама дорога…не знаю, просто каким-то шестым чувством понимаю, что нашла своё.