Гитара для «Альфы». Специалист о том, как выбрать музыкальное направление для ребенка

6056
Ирина РЯБОВА. Титульное фото из архива «ВБ»
Скоро начинается учебный год и в общеобразовательных школах, и в музыкальных. Прием документов в последние прошел еще в мае, но если вы опомнились только сейчас, то и в августе не поздно привести свое чадо в эту школу музыкального и эстетического развития. О нюансах выбора направления рассказывает преподаватель детской школы искусств.

Читайте в первом материале «Развивайки». Наш новый проект поможет родителям разобраться во всевозможных тонкостях организации обучения и полезного досуга и сделать правильный выбор.

Что и как развивать?

Детей, рожденных после 2010 года, иногда называют Generation Alpha или «поколение Альфа». Это первое поколение, которое уже не представляет себя без интернета, смартфона и социальных сетей. Для них картинка понятнее, чем слово, вместо пустышки им подавай экран, а подвижные игры со сверстниками им вполне заменяет онлайн-общение.

Мы, конечно, слегка утрируем, но многие родители уже сегодня сталкиваются с определенными трудностями в воспитании своих маленьких «альф». Чем их занять в свободное время, чтобы не «сидели в смартфоне»? Как приучить к чтению книжек? Какой кружок выбрать, чтобы ребенку было интересно?

Хорошие родители при этом понимают: именно в детстве формируется тот комплекс умений, которые ребенок потом развивает в течение всей жизни. Сюда относятся навыки коммуникации и самоорганизации, креативность, критическое мышление и прочее. Их называют еще гибкими навыками или soft skills – они важны для любой профессии и согласно некоторым исследованиям, обеспечивают последующий жизненный успех ребенка на 85%.

Чтобы в полной мере помочь ребенку с самореализацией, родителям нужно в числе прочего своевременно избавиться от логопедических и иных проблем (при их наличии), заметить и превратить в способности имеющиеся у ребенка задатки, выбрать для сына или дочки подходящую секцию или кружок.

Часто именно на этом этапе мамы и папы сталкиваются с множеством вопросов и хотят получить грамотный совет. Например, как понять: когда нужно бежать к логопеду или детскому психологу, стоит отдавать ли малыша в школу раннего развития и куда определить чадо: «на карате» или «на скрипку»?

Сегодня о том, как выявить, есть ли у ребенка музыкальные способности, какой именно музыкальный инструмент выбрать и сколько стоит обучение музыке, рассказывает заместитель директора по воспитательной работе детской школы искусств №2 им. Оловникова Екатерина Микулик.

– Екатерина Николаевна, часто именно родители являются инициаторами того, чтобы ребенок обучался музыке, ведь дети в 6-8 лет редко хотят учиться и думают о будущем. Стоит ли отдавать сына или дочь в музыкальную школу, если они сами «не горят» желанием заниматься?

– На мой взгляд, если ребенок совсем не хочет идти в музыкальную школу, то родители его и не приводят. Ведь на аркане ребенка не притянешь! Практика показывает, что большинство детей в возрасте 6-7 лет хотят играть на каком-нибудь инструменте, но еще плохо представляют, каково это – учиться. Бывает, что ребенок в силу возраста еще не понимает, чем он хочет заниматься. В этом случае родителям важно его заинтересовать, стимулировать. Можно, например, водить сына или дочь на детские концерты, музыкальные представления, где дети не только танцуют, но и поют, играют на инструментах. Ребенок, видя таких же маленьких деток или чуть постарше на сцене, невольно заинтересуется этим и сам захочет танцевать или играть. А если еще родители говорят: вот будешь учиться, тогда и ты сможешь выступать, как они, то это большой стимул для ребенка.

depositphotos.com.
depositphotos.com.

– Как лучше подобрать музыкальный инструмент, если сын или дочь заниматься не против, но не могут определиться?

– Хороший вариант: посещать с ребенком отчетные концерты детских школ искусств, где он увидит и услышит, как звучат разные музыкальные инструменты, и классические и народные. В любом случае нужно привести малыша в школу искусств и проконсультироваться с педагогом. Он на месте посоветует, какой инструмент для него лучше подойдет в силу возраста, физических особенностей, музыкальных способностей, на этот момент проявившихся. Если ребенок красиво поет и обладает красивым тембром, конечно, хочется посоветовать ему заниматься вокалом. Словом, в любом случае лучше подойти к педагогу, который всегда поможет определиться с выбором.

– Какой инструмент сегодня самый популярный?

– Гитара, фортепиано. Как правило, все рекорды бьет гитара.

– Если родители и сам ребенок не планируют связывать жизнь в будущем с музыкой, стоит ли посещать музыкальную школу?

– По этому поводу хочется вспомнить статью Дины Константиновны Кирнарской – российского музыковеда, музыкального психолога, профессора, доктора искусствоведения, в которой она перечисляет 10 причин отдать ребенка в музыкальную школу. Первая причина, названная ею: играть на музыкальных инструментах – это следовать традициям, которые появились в обществе много веков назад; это шик, лоск и элитарное образование. Также музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину, ведь заниматься надо регулярно, беспрерывно, как в спорте. Доказано, что ребенок, занимаясь музыкой, развивает математические способности, так как отделы мозга, которые отвечают за логические операции, занимаются и обработкой музыкальной информации. Еще важный аргумент: музыка тесно связана с речью, языком. Как правило, люди, играющие и поющие, лучше говорят и пишут, лучше запоминают иностранные слова. Музыка способствует и развитию структурного мышления. Потому многие крупные компании предпочитают сотрудников с музыкальным образованием. И все это не просто слова, а факты, подкрепленные исследованиями специалистов.

depositphotos.com.
depositphotos.com.

– В течение какого времени станет известно, есть ли у ребенка музыкальные данные и стоит ли ему заниматься?

– У каждого ребенка есть способности в разной степени, только у кого-то таланты могут быть на поверхности, у кого-то глубоко спрятаны. Думаю, что пробовать развивать их в любом случае стоит. За год занятий в подготовительной группе станет понятно, заниматься ребенку или нет.

– Если ребёнок отучился в музыкальной школе год-два, а потом хочет ее бросить, стоит ли настаивать на продолжении учёбы?

– А почему так бывает? Потому что сначала было желание научиться играть: это красиво, интересно. А потом оказалось, что все это – не так-то просто. Для этого нужны постоянные, систематические занятия. Нужно себя организовывать, понимать, что это труд. Ребенок, сталкиваясь с трудностями, порой не хочет идти дальше. В этом случае обязательно нужно, чтобы вместе с педагогом на помощь ребёнку пришли родители. Важно найти причину нежелания ребенка заниматься. Может, необходимо сказать сыну или дочери, что это временные трудности, и вы решите их вместе. Возможно, стоит упорядочить режим дня. Может быть, нужно проявить больше интереса к музыкальным занятиям ребенка. Разумеется, если родители вовсе не интересуются этим, постоянно занимаясь своими делами, то интерес его сына или дочери может угаснуть.

– Во сколько лет стоит приводить ребенка в школу искусств?

– Поступают дети с 6 до 12 лет, в зависимости от инструмента. Обычно в подготовительную группу приходят в 6-7 лет. А поступают в школу в 7-8 лет, если речь идет о фортепиано, скрипке, виолончели, хоровом отделении, либо в 7-10 лет на народные и духовые инструменты. Но есть крупные инструменты, такие как контрабас, электрогитара, на которых маленький ребенок не сможет играть в силу своих физических возможностей. Потому заниматься на них приходят чуть позже. Сейчас в детских школах искусств обучаться игре практически на любом инструменте можно 5 или 7 лет. Если ребенок приходит постарше, лет в 9-10, тогда возможно 5-летнее обучение. Если же он еще маленький, то возраст позволяет учиться дольше.

– Желающим заниматься в музыкальной школе куда и когда обращаться?

– У нас в городе музыкальное направление есть в двух школах искусств: №1 им. Евгения Тикоцкого и № 2 им. Владимира Оловникова. В этих школах обучают игре на музыкальных инструментах, а также есть возможность учиться на хоровом отделении, занимаясь народным пением, академическим вокалом, эстрадным вокалом. Как правило, дети обучаются по месту жительства: в Ленинском районе или в Первомайском. В обеих школах идентичный набор инструментов. Прием проходит в мае. В этом году основной прием уже закончен, но если родители опомнились только сейчас, то могут прийти еще в конце августа.

– Занятия в школах платные? Какова стоимость?

– Да, занятия в школе искусств платные. Стоимость на конец года была такова: от 14.50 до 17.40 рублей в месяц в зависимости от инструмента. 17.40 – это фортепиано и гитара, на остальных 14.50. Чуть дороже подготовительная группа: 35 рублей в месяц.

Фото из архива ВБ.
Фото из архива ВБ.