Я уверен, если бы могилевский фотохудожник Александр Гребенев не сфотографировал в своем далеком детстве линейку в пионерском лагере (тем самым громко заявив о себе, перещеголяв более искушенных в фотографии сверстников), то в его судьбе все равно обязательно был бы еще какой-нибудь парад или школьные соревнования, где он проявил бы себя как очень талантливый в фотоискусстве молодой человек. Способный увидеть необычное в обычном. Способный моментально и, самое главное, эксклюзивно среагировать даже на неуловимое для обычного глаза движение человеческой души. Я не говорю уже о материальных объектах. Александр, на мой взгляд, в своей жизни с фотокамерой разминуться ну никак не смог бы, он был обречен на союз с ней.
Проходящая в эти дни в Могилевском выставочном зале по ул. Болдина его персональная выставка «Опыты для будущего» (она продлиться до конца августа) наглядно демонстрирует вышеприведенные слова. Разглядывая снимки Александра Гребенева, ты начинаешь чувствовать, насколько многогранна наша действительность, предстающая ежедневно в хорошо знакомом каждому из нас виде. Но вдруг автор снимка, совершенно без использования каких-то шоковых сюжетов и технологий, легко и непринужденно переворачивает твое представление об окружающем мире, предлагая заглянуть в его самые непредсказуемые уголки. Прямо как в рентгеновском кабинете. «Почему же я раньше всего этого не замечал?!», – так и хочется воскликнуть, глядя на фотографии автора.
С творчеством Александра я познакомился во время работы над книгой «Могилевщина олимпийская» в 2009 году, он иллюстрировал издание. И только взглянув на его работы, где были запечатлены фрагменты спортивных баталий, портреты олимпийцев, отметил для себя его авторскую, импульсивную творческую харизму. Не почувствовать этого было сложно. Хотя в повседневной жизни он очень спокойный, скромный и уравновешенный человек.
– Александр! Ты работал фотокором информационного агентства «Интерфакс-Запад», занимаешься рекламной, свадебной фотографией… О таких обычно говорят: для него в профессии уже нет ничего неизвестного. Тем не менее, хотелось бы узнать – что для тебя в фотоискусстве самое сложное?
– Для меня самое трудное в фотографии – придумывать идеи снимков, искать, создавать смысл в кадре. Это непросто. И в то же время, иногда все происходит удивительно легко, как озарение. Всегда трудно давать названия фотографиям. Может, поэтому я редко участвую в конкурсах и выставках. Бывает трудно делать отбор фотографий. Особенно, когда снимаешь целый день, а потом тебе надо выбрать 5-10 снимков из тысячи.
– Назови, пожалуйста, тех людей, чьи фото были для тебя образцом для подражания?
– В разное время это были разные люди. В детском возрасте образцом для подражания был руководитель фотостудии, где я занимался, Василий Степанович Титов. Очень вдохновлялся работами могилевчан Павла Тишковского, Геннадия Карчевского, Анатолия Толкачева. Когда начал заниматься коммерческой фотографией примером были Ервант Заназанян, Джо Бьюссинк, Джерри Гионис. Наибольшее впечатление произвели и оказали на меня влияние Илья Рашап и Эмин Кулиев.
– Знаю, ты любишь снимать спортсменов. А какие виды спорта тебе интересны самому, как болельщику?
– Люблю плавать, учусь играть в настольный теннис, нравится дартс. К сожалению, я «плохой болельщик» – хожу на те игры, куда меня пригласили поснимать. Счет и кто победит, интересуют мало. Для меня , как фотографа, важнее качество игры, интересные моменты, эмоции... По накалу игры, непредсказуемости, активности болельщиков (по крайней мере могилевских) я бы на первое место поставил баскетбол. После съемки иногда по 2-3 раза пересматриваю записи трансляций матчей, хайлайты. Поэтому за баскетбольный клуб «Борисфен» (Могилев) переживаю и постоянно слежу за всеми играми.
– Теперь тебе вопрос как свадебному фотографу: что такое любовь, а?
– Тут я полностью согласен с Википедией – это глубокая привязанность и устремленность к другому человеку, чувство глубокой симпатии. Любовь включает в себя ряд сильных и позитивных эмоциональных, психических состояний, от самой возвышенной добродетели и до самого простого удовольствия.
– Есть ли у тебя любимый снимок?
– Есть фотографии, которые мне нравятся уже много лет. Одна из самых ранних моих работ – «Голубь» 1987 года. К сожалению, многие фотографии не сохранились. А те, что нашел, представлены на выставке.
– Ты, кажется, входишь в состав членов могилевского фотоклуба «Радуга». Что тебе дает это участие?
– Раньше это была отличная возможность для общения коллег – показ работ, обмен опытом. С появлением интернета миллионы фотографий можно смотреть, не выходя из дома, общаться и обмениваться опытом в соцсетях. Но! На своем личном опыте я убедился, что живое общение может изменить представление о том, какой должна быть фотография. И не важно, называется это объединение «Радуга» или как-то иначе. Что касается меня, то это возможность заниматься творческими проектами (ведь коммерческий фотограф), на которые просто нет времени. А тут, хочешь не хочешь, иногда приходится все бросать и фотографировать на тему, которую предложили в клубе. Плюс еще совместные съемки на пленэре. Для меня было полезно посмотреть, как работают коллеги, и еще более полезно сравнить то, что сфотографировал я, с тем, что сняли они. Плюс совместные выставки. Может, они и не имеют такой значимости, как раньше, но для меня это опыт и какое-то разнообразие. Несмотря, на интернет, на соцсети, люди все равно тянутся друг к другу за общением. Те же клубы по интересам, бары и кафе. В этом смысле наша «Радуга» остается таким же местом для общения единомышленников. И поучиться там можно как начинающим, так и уже опытным фотографам.
– Интересно, а какое место в Могилеве ты бы назвал самым любимым?
– Больше всего мне нравится Печерский лесопарк. Но чаще всего я нахожусь в культурно-спортивном центре железнодорожников. Здесь я работаю, здесь же и провожу свободное время – плаваю в бассейне, тренируюсь в спортивном зале.
– У переглядевшего сотню твоих работ на проходящей сейчас выставке зрителя, наверное, возникает вопрос: для тебя фотография – это способ самовыражения, работа или еще что-то?
– Фотография из детского хобби стала моей работой. Я был оператором фотолаборатории, проявлял пленки и печатал фото с пленок, принесенных заказчиками. Мне хотелось, чтобы у людей были фотографии лучше тех, которые они могут сфотографировать сами. Так я стал коммерческим фотографом, постоянно совершенствуюсь, осваиваю новые виды съемки и получаю от этого удовольствие.
– Концептуальный ответ. Спасибо за беседу. Пусть твои работы действительно будут для кого-то ценным опытом в будущем. Успехов!
– Спасибо!