На встречу во Дворец искусств пришли 26 мастеров. Основное их желание было – чтобы городские власти выделили постоянное место для продажи произведений труда ремесленников, желательно «на пешеходной и туристической площадке – на Социалке, от бобра до танка», и чтобы за место не надо было платить аренду. «Весь мир свободно стоит в пешеходном центре, где туристы, – обсуждали ремесленники до начала заседания, – в Испании тебе даже приплачивают, чтоб стоял».
С другой стороны пришли начальник отдела культуры горисполкома Вадим Щербич, директор Бобруйского филиала Могилевского отделения Белорусской торгово-промышленной палаты Елена Астапович, новый директор Дворца искусств Татьяна Зайцева и недавно назначенная заведующая отделом художественного творчества ДИ Ирина Цыганкова. Зачем на встрече Торгово-промышленная палата, ремесленники поначалу не понимали. Оказалось – в качестве возможного инвестора возможной ремесленнической площадки.
– Не один раз в исполкоме поднимался вопрос, чтоб в Бобруйске было интересное место для продажи изделий ремесленников, но до решения не доходило, – начал встречу Вадим Щербич. – Понятно, что место должно быть проходное, например, около рынка, у статуи бобра, поэтому нужна координация разных структур.
В видении отдела культуры, на площадке ремесленников стояло бы несколько домиков – художественно оформленных павильонов, из «окон» которых мастера предлагали б свои изделия прохожим, практически ежедневно. Там же можно было бы не только продавать красоту, но и давать мастер-классы. Но, как признался Щербич:
– Это пока фантазии, размышления на тему – может, мы придем к тому, что будет просто стол и стул (но резные). Для этого мы и собрались.
– Мы понимаем, – сразу добавил он, – что мастера не могут оплачивать эти места, не такие у вас объемы. Поэтому в планах рядом с ремесленничеством ставить объекты торговли – естественно, не с такими же деревянными ложками, но китайскими, и не с шашлыками, а с национальной кухней. И Палата готова предложить свои услуги по разработке такого проекта, а вы скажите, сколько могли бы платить в день. Никто не говорит, что мы посчитаем себестоимость этих домиков, и вы должны их выкупить. Это может быть аренда на дневной, недельный период. Сколько вам будет подъемно?
– Надо немало времени, чтобы проработать, как будет выглядеть место у бобра, чтоб всем было удобно, чтобы была харизма, – вступила в разговор представитель Торгово-промышленной палаты Елена Астапович. – Мы смотрим на это, как на коммерческий проект, готовы вложить деньги, но окупаемость можем растянуть на 5 лет. Готовы ли вы вложиться в аренду?
Стали разгораться споры.
– Мы платим налог, – выступали мастера, – закупаем материалы, нам надо произвести товар, содержать семьи – и снова платить? Во многих городах у ремесленников есть место, где они стоят бесплатно. Почему у нас нельзя?
– Я немного возмущен, – сформулировал один из ремесленников. – Мы ожидали увидеть отдел торговли, не понимаем, зачем тут Палата...
– Зачем нам инвесторы? – добавили с мест.
– Сейчас у рынка безвозмездно стоит школьный базар, – продолжил мужчина, – и это действительно базар, там полный бардак. Но это нормально, а ремесленникам бесплатно нельзя.
– Мы сейчас не обсуждаем бесплатное место! – несколько раз повторял Вадим Щербич. – Нет возможности его предоставить. Как будет возможность – дадим. Но сейчас, по закону, Социалку бесплатно нельзя.
– В других городах по всей стране можно, а в Бобруйске не тот закон? – снова недоумевали мастера.
– Почему в других городах бесплатно – я с ними пообщаюсь, разузнаю, – пообещал Вадим Михайлович. – А пока Палата будет выкручиваться, как сделать вам по 5 рублей.
К тому времени от ремесленников уже прозвучало, что, в принципе, они могли бы платить за место от 2,5 до, максимум, 5 рублей в день.
Поднимали и еще множество вопросов. Например, что домики на Социалке поставить негде. И какими им быть, и сколько их должно быть, если, например, во вторник может выйти торговать 5 человек, а в воскресенье – 30...
– Какими будут домики, не ваш вопрос, – отвечал Щербич. – Место, вид, этажность – это вопрос архитектуры, МЧС и других. А если желающих намного больше, чем мест – установите между собой очередность.
– Когда рядом стоял Жлобин с мягкой игрушкой, я простояла день и ушла с нулем, – прозрачно намекнула одна из ремесленниц, – а когда его не было, мы все с игрушками продались.
Никаких китайских безделушек и прочих фабричных конкурентов ремесленникам поблизости не будет, еще раз повторил Вадим Щербич.
– Жлобин – не ремесленники и не Бобруйск, – добавила Елена Астапович. – Но если во вторник не будет наших, а Жлобин захочет там поторговать – пусть.
– Но это все будет через год, а что завтра? – наседали мастера и сами грустной шуткой отвечали: – А потом придет 1 января, и снова поднимут налог.
– А вы все уверены, что рынок – лучшее место? – вдруг развернула обсуждение в другую сторону одна из мастериц. – Мы, получаемся, привязаны к трем часам его работы, соседствуем с арбузами и прочим...
– Рядом с помидорами-картошкой нельзя, – поддерживают ее коллеги, – это унижение нашей работы!
– И я категорически против искусства и картошки рядом, – согласился Вадим Щербич. – Я место не навязываю, но, по-моему, рынок действительно не подходит.
Но одна из ремесленниц не против выставляться на рынках:
– Меня устроило б и место на мини-рынках «Букдэповских», но меня оттуда выгоняют, даже с соседней территории. Или плати 200 рублей в месяц. Бабкам с огорода можно бесплатно, но и мы же работаем и налог платим!
– Я законы не пишу, – повторил начальник отдела культуры.
Стали предлагать и обсуждать другие варианты размещения: в сквере площади Победы, в городском парке, в Молодежном... Оказалось, что по поводу расценок в городском парке ремесленники получили ответ, что место здесь стоит 3.30 в день, а в администрации парка ремесленники узнали, что площадка под торговлю сдается за 15 базовых в месяц, и подсчитали, что на человека это примерно 20 рублей в день.
– Поработаем с парком, – пообещал Вадим Михайлович, – чтоб в рамках праздничных мероприятий были бесплатные места. И раз говорите, что 3.30 не работает, а на бумаге так – оно заработает.
Озвученные места возможного постоянного размещения ремесленников: пешеходная часть Социалки, сквер площади Победы, вокруг фонтана на площади Ленина, в краеведческом музее и художественной галерее, в городском и Молодежном парках. Все они будут изучаться.
– Даже на зеленой зоне, – предположил Вадим Щербич. – Я не уверен, что там можно, но никто и не запрещал.
Также начальник отдела культуры кому напомнил, а кому сообщил, что давно есть планы создать в городе Центр ремесел:
– Попытки были, успехом не увенчались, но мы хотим большего, надеемся, он когда-нибудь будет. А пока так.
А пока, напомнил Вадим Щербич, у ремесленников есть свой Клуб народных ремесел при Дворце искусств. И руководство Дворца не против, чтобы они выставлялись чаще и во Дворце, и выезжали на его мероприятия:
– У Дворца даже есть три палатки: две живые и одна сломанная. Ну, за транспорт на выезд возможна частичная оплата. Но это для членов клуба.
– А если у меня – дизайн или батик, значит, я уже – не народная, и в пролете? – задала вопрос одна из ремесленниц.
– Можно сделать другой клуб, – был ответ.
– Много лет сталкиваемся с этой проблемой, но слышали нас до сих пор плохо, – рассказала «ВБ» после встречи ремесленник Тамара Михалева. – После «смены власти» в ДК, может, что и сдвинется. А вот что бесплатных мест в ближайшем будущем не будет, всех огорчает, это очень больной вопрос.
Тамара вяжет сумки и другие вещи, делает из ткани цветы. Ремесленничество для нее – дополнительная работа, но есть и основная. Раньше ездила продавать свои изделия по стране:
– В Гомель, Витебск, Пинск, просто приезжала и ставила палатку рядом с другими. В Минске для своих – без проблем, остальным – по заявке. Сейчас я ездить уже не могу, угробила здоровье за 10 лет, а в городе хотела б выставляться. На День города мне с большего понравилось. И на городских праздниках бесплатно. Но сейчас таких праздников мало.
Вообще, в последнее время ремесленнику стало труднее, замечает Тамара:
– И у бобруйчан, и у витебчан сейчас практически нет денег. Да еще и технические проблемы зачастили. Поставишь палатку – и проверяющие набегают. То огнетушитель надо, то чтоб в землю была вбита. А если на асфальте или плитке – дорогу долбить? А в интернете наш товар плохо продается – его же пощупать надо. Так что, нам надо выжить. Радует, что встретились, но что будет завтра, не знаем, тут вообще не ясно, что будет. Но нас выслушали, и это хорошо.