Ночной обжиг огненной скульптуры традиционно становится самой яркой (в прямом смысле) страницей пленэра керамистов «Арт-Жыжаль». Всякий раз он собирает на базе отдыха в Вербках множество зрителей — как людей, искренне интересующихся искусством, так и просто любопытствующих. Ровно на один вечер художники готовы смириться с массовым вторжением в их творческое пространство и приоткрыть завесу тайны, окутывающую их древнее ремесло.
В том, что сакральная связь земли (глины) и огня действительно имеет некий мистический характер, фотокорреспондент «Вечерки» убедился лично. Вечер, предшествовавший огненному шоу, в лагере художников начался с происшествия.
Одна из печей то ли по недосмотру, то ли из-за поломки термодатчика перешла в режим так называемого «соляного» обжига. Когда это обнаружилось, все дружно схватились за головы. Еще бы! Слишком высокая температура и четырехчасовая выдержка могли не только деформировать плотно уложенные изделия, но и запросто спечь их в один комок. Переживали все: у кого-то внутри поделки на сувениры, а у кого-то выставочные работы. Только и оставалось Жыжалю молиться.
Но вот он, момент истины. Мужчины длинными щипцами разбирают кирпичную стенку печи, и сквозь брешь становятся видны румяные глиняные бока. Плотное кольцо сгрудившихся у печи людей дружно вдыхает. Пока ничего не рассмотреть. Еще несколько кирпичей остаются дымиться в песке, проем становится шире. Толпа выдыхает. Уже видно: ничего не потрескалось, все изделия целы, разве что плоские тарелки слегка деформировались.
Зато проявился неожиданный эффект: ровный слой блестящей глазури, как апельсиновая корка, покрывает керамику, а в местах, где пламя лизало глину, кроме того, образовались изящные подпалины. Теперь каждая новая работа, извлекаемая из печи (с величайшей осторожностью!), сопровождается возгласами удивления и восхищения. Художники что-то увлеченно толкуют о солях и соде, оставшихся в печи от прошлых обжигов. Только и понятно, что в одном процессе каким-то чудом совместились две разные технологии, и это ну совершенно невероятно.
Впрочем, не все так гладко. Вот несколько изделий все же спеклись воедино. Эх, как жаль… Но нет, не торопитесь! «Воды! Принесите воды!» — кричат от печи, словно кому-то стало дурно. Тут же прямо из кружки на раскаленную глину плещут холодную воду… В повисшей тишине слышен звонкий щелчок, и бесформенный комок на глазах распадается на составные части к вящей радости собравшихся.
Постепенно на ржавой жести выстраиваются ряды спасенных, а точнее возрожденных из хтонического пламени работ. Художники растерянно улыбаются, пытаясь осмыслить, потерпели ли они фиаско, или создали шедевр. В этот момент прекрасно видно, насколько их ремесло зависит от случая. А еще понимаешь, насколько они отчаянные люди, способные вверить свое детище воле стихии. Настоящие язычники. А Жыжаль своенравен и непредсказуем.
Тем временем само божество вырастает языками пламени прямо из недр печи к синеющим в сумерках сосновым кронам. Вокруг широким кольцом уже выстроились зрители. Все зачарованно следят за улетающими ввысь искрами. В этот момент обернутая слоями термоизоляции и пока скрытая от глаз, но уже поющая пламенем скульптура кажется центром мироздания, вокруг которого вращается небесный свод, и сосны, и тонущие в синем мареве домики, и сонные травы на лугах, и притихшая Березина, и всё вокруг — до самого горизонта. Наступает тот самый момент.
Словно огненная луковая кожура, снимаются слои фольги и огнеупорной ваты. Процесс этот небыстрый. Художники с кузнечными клещами подобны жрецам-огнепоклонникам, выполняющим замысловатый ритуал. Из пламени проступают очертания: лицо с усами и бородой, голова увенчана короной в виде языков пламени. Одна рука воздета вверх, другая упёрта в бок. Лукавая улыбка… Кого-то он мне смутно напоминает…
У комля сосны совершенно измученный сидит руководитель пленэра художник Валерий Колтыгин и глазами тринадцатилетнего подростка смотрит на пламя и вырастающую из него фигуру лесовика, которую сам же и сваял вместе с участниками пленэра. И тут пазл сходится.
И уже очень скоро, а именно 2 августа, из магии ночи лучшие работы пленэра нырнут под свет софитов итоговой выставки в Бобруйском художественном музее, а чумазые художники умоются, приоденутся и удостоятся заслуженных наград. Приходите посмотреть, что получилось.
Ранее мы писали об участниках Международного пленэра по керамике «Арт-жыжаль»:
Смотрите также: