51-летняя Вера Крупа вот уже три года работает кондуктором в Бобруйском филиале «Автобусный парк №2» ОАО «Могилевоблавтотранс». По специальности она – библиотекарь, до этого 23 года отработала заведующей библиотекой в деревне Вишневка, затем – в турагентстве «Визит-тур», мастером на «Бабушкиной крынке».
– Сразу думала, как и все, что коронавирус – это где-то там, далеко, нас не затронет. Когда же и у нас люди начали болеть массово, стало страшновато, – признается Вера Николаевна. – Ведь в «часы пик» мы в самой гуще народа!
Каждые два-три часа кондуктор обрабатывает все поверхности
На ухудшение эпидситуации в стране в автопарке отреагировали сразу. Обязательный медосмотр, который работники проходят перед каждой сменой, стал более тщательным. Теперь обязательной процедурой стало получение масок, перчаток и антисептика у диспетчера.
– Выделяют по 6-10 многоразовых масок, по мере изнашивания. Мы обязаны их менять каждые два-три часа, а дома сами стираем, – рассказывает кондуктор. – Те, кому это не нравится, покупают себе маски сами. Я, например, перешла сейчас на одноразовые, мне так комфортнее. И перчатки сама приобретаю, потому что мне удобнее в латексных.
Руки Вера Николаевна обрабатывает антисептиком, протирает влажными салфетками, ведь по работе приходится постоянно иметь дело с деньгами, а они, как известно, и без коронавируса могут быть переносчиками разной грязи.
Регулярной санобработке подвергаются сегодня и салоны автобусов. Каждые два-три часа обрабатывают все поверхности, которых часто касаются пассажиры: поручни, ручки сидений и дверей. Функция эта легла на плечи кондукторов и водителей. Обработка проводится специальным дезсредством, причем, очень сильным. По словам Веры Николаевны, несколько работников автопарка даже обращались после работы с ним за медпомощью с жалобой на отек слизистой. Поэтому сейчас стараются не распылять средство из пульверизатора прямо на поверхность, а брызгают его сначала на ветошь, а затем ею протирают загрязненные места.
Пассажиры друг другу: «Не кашляй!»
Что касается пассажиров, здесь с дисциплиной похуже.
– Если во время первой волны коронавируса маски не носили всего процентов десять пассажиров, то сейчас, наоборот, редко кто носит! – сокрушается Вера Крупа. – Поначалу мы постоянно напоминали пассажирам про необходимость надеть маску. Сейчас это делают во многих автобусах по громкой связи при объявлении остановок. Реакция людей на это бывает разной. Некоторые игнорируют, а есть такие, кто просто в штыки! Помню, сидит в салоне мужчина без средств защиты, и у него просто «бешеный» кашель. Возможно, это обычная простуда или аллергия, но мы же не знаем! Я ему говорю: «Наденьте, пожалуйста, масочку, потому что люди в салоне». Он отвечает, что забыл ее. Я ему предложила выйти из автобуса, купить маску и поехать на следующем. Он спокойно вышел.
И еще был случай. Женщина без маски сильно раскашлялась, на нее уже «косо» все поглядывали, и сама она, заметно, чувствовала себя неловко. Я ей конфетку предложила мятную. Она взяла, кашель прошел, так я ее уже и не трогала.
Ментоловые конфеты и самой иногда нужны, потому всегда их вожу с собой. Маска, спертый воздух в салоне – порой такой кашель вдруг начинается, что думаю: сейчас пассажиры и меня из автобуса выкинут! (Смеется). Кстати, люди нередко делают замечания друг другу и, бывает, в очень жесткой форме. Например: «Надень маску!», «Не кашляй!» или даже: «Сейчас выйдешь из автобуса!» (тому, кто закашлялся и без маски).
Невыносимый день в маске
На вопрос, как сам кондуктор выдерживает весь день в маске, да еще в такую жару, Вера Николаевна признается:
– Когда я вижу большое скопление людей, то уже автоматически натягиваю маску. Если на весь салон – несколько человек, то могу немного опустить ее, чтобы подышать. Потому что, действительно, весь день в маске – просто невыносимо. Мне мужчина как-то сделал замечание, что у меня маска на губы приспущена. Я без разговоров надела ее, и все. Как объяснить человеку, что я шесть часов в ней и уже дышу с трудом? Недавно была свидетелем такого разговора. Одна женщина закашлялась, а другая ей сделала замечание, что она без маски. Та ей спокойно ответила: «Женщина, вы хотите, чтобы у меня сердце остановилось от жары?»
Некоторые работники автопарка, по словам Веры Николаевны, тоже переболели коронавирусом, но не массово. К сожалению, был один смертельный исход: умерла женщина-кондуктор.
Вера Крупа уверена, что многие коллеги болели практически бессимптомно. Потому что некоторые признавались, что у них притупилось обоняние на 3-4 дня, была легкая слабость.
– У меня у самой было то же самое, – говорит женщина. – Я немного запаниковала, потому что и среди людей постоянно, и у меня двое внуков, которые иногда приезжают. Пошла к врачу. Больничный не дали, так как не было больше никаких симптомов. Сделать тест также не предлагали. Хорошо, что впереди были выходные, я просто отсиделась дома с повязкой, пропитанной спиртом (в интернете прочитала: какой-то доктор говорил, что это помогает). Действительно стало легче. Мои дочери в Минске, к счастью, не болели. А брат родной в Бобруйске переболел, и жена его тоже.
Сейчас всем работникам в автопарке настойчиво рекомендуют вакцинироваться от ковида. Вера Николаевна и сама склоняется к этой мысли.
– Во-первых, многие делают прививки, и, чем больше таких привитых, тем как-то спокойнее. И я человек такой: думаю о хорошем и всегда верю в лучшее.