«Добьем фашиста в этом году и увидимся». Бобруйчанка нашла старый чемоданчик с письмами из 1942-го…

5261
Ирина РЯБОВА. Фото: Александр ЧУГУЕВ и из архива семьи Крючковых
Наталья Кравченя обнаружила настоящий раритет во дворе дома на улице Пушкина, недалеко от мусорки. Кто-то, видимо, убирал квартиру и выносил ненужные вещи. Наталья, большая любительница истории и старых вещей, не удержалась и забрала чемоданчик. А когда открыла его, с удивлением обнаружила там письма, датированные 1942 годом.
03.05.2021. Бобруйск. Бобруйчанка Наталья Кравченя обнаружила старые чемоданы с письмами
03.05.2021. Бобруйск. Бобруйчанка Наталья Кравченя обнаружила старые чемоданы с письмами

«Помогай маме, гляди за Мишей и хорошо учись»

Писал их Иван Игнатьевич Крючков с фронта своей супруге Анне Филипповне, проживающей в Бобруйске, и Эде – так ласково называл он старшего сына Эдуарда. Письма, написанные почти 79 лет назад, хорошо сохранились, только листы из тетради в линейку от старости пожелтели. Приводим тексты из некоторых посланий (орфография-пунктуация и стиль автора сохранены):

Иван Игнатьевич Крючков, письма которого с фронта спустя 79 лет нашли в старом чемодане.
Иван Игнатьевич Крючков, письма которого с фронта спустя 79 лет нашли в старом чемодане.

«Эдя! Получил твои два письма. Спасибо, что написал, что не забываешь папу. Учись только на хорошо и отлично, помогай маме. Будь осторожным в обращении с Мишей и внимательным к нему. Помни, что это твой меньчий брат, к которому надо относиться по братски. Очень жалею, сыночек, что волосиков Миши я не получил. Когда военная цензура просматривала письмо, видимо, по неосторожности выронила их из письма. В крайнем случае – это не беда.

Пиши мне, не ленись, помогай маме, гляди за Мишей и хорошо учись. Поцелуй от меня Мишу. Твой папа».

Письмо написано 12 января 1942 года. Из него понятно, что сын Эдуард учится в школе, а младший Миша еще совсем маленький.

«Эдя! Получил твою записочку. Молодец, что нет, нет, да и вспомнишь про меня. Второй ты молодец за то, что помогаешь маме. Это надо делать. Трудное время, все тягости жизни надо переносить вместе, дружно. Тогда эти тягости будут легче.

Насчет того, чтобы к вам приехать – и рад бы, сынок, но надо же немца бить, а вот как его добьем в этом году, тогда и увидимся. Не падай духом. Нет, нет да и маму подбодри, чтобы она видела, что у нее растет сын достойный, умный, храбрый и помощник не плохой. Не забывай в свободное время и книжечку почитать, кроме пользы – ничего для тебя не будет. Целую тебя. Пиши. Твой папа. 24.6.42 г. 2 часа ночи».

В следующем письме Иван Игнатьевич ругает Эдю за плохое поведение:

«Мама в каждом письме жалуется на тебя. Неужели ты потерял чувство уважения к матери, которая так бережно тебя выращивала, радовалась на своего первенца, а ты ей сейчас отплачиваешь неблагодарностью, грубостями, такими поступками, которых я никогда не делал. Кто же тебе дал такое право? Стыдно сынок! Мои письма ты получил. Прочитай их еще раз, и вдумайся в каждое слово, которое я тебе написал».

03.05.2021. Бобруйск. Бобруйчанка Наталья Кравченя обнаружила старые чемоданы с письмами
03.05.2021. Бобруйск. Бобруйчанка Наталья Кравченя обнаружила старые чемоданы с письмами

К сожалению, трудно понять, откуда были отправлены письма, ведь в годы войны их не отправляли в конвертах.

Одно из писем Иван Игнатьевич писал, находясь в Германии, это понятно из текста:

«Ну как прыгает мой маленький Мика? Знаешь мама – побыл дома два месяца – повидал вас всех – и скучно уже теперь, нехватает вас. Сейчас бы с Микой по полу покатался, побаловался бы со своим «профессором». Нет, в Германии не хочу оставаться – были бы все вы со мной – тогда можно было бы жить здесь, а самому – не хочется…».

Помимо этих писем, в чемодане нашлись несколько справок, выданных Крючковой Анне Филипповне. Еще телеграмма, отправленная в 1950-м году в Ригу Крючковым: «Эдя диплом защитил. Академический знак и диплом получил сегодня. Это отметил у Эди. Целую вас. Папа». И поздравительные открытки, присланные Михаилом из Риги маме, Анне Филипповне, в Бобруйск.

«Мы были уверены, что эти письма давно затерялись»

Как сложилась дальнейшая судьба Ивана Игнатьевича, его супруги, детей Эди и Мики? Нам удалось это узнать! Более того, мы разыскали потомков Ивана Игнатьевича и вернули им письма… прадеда.

Дом на Пушкина, 216, в Бобруйске. Здесь жил Эдуард Иванович Крючков.
Дом на Пушкина, 216, в Бобруйске. Здесь жил Эдуард Иванович Крючков.

То, что Эдя (Эдуард Иванович Крючков) проживал в доме №216 по Пушкина, мы узнали из квитанций на оплату коммунальных услуг, которые также хранились в старом чемоданчике. Найти первоначальную информацию о его семье помогли старожилы, проживающие в этом доме. Они рассказали, что Эдуард Иванович был военным, как и его отец. Он умер около четырех лет назад. Последние семь лет он не ходил из-за болезни. Его супруги Лидии Петровны не стало в феврале этого года. Она много лет работала библиотекарем в школе №26. Они вырастили двух дочерей: Светлана проживает в Бобруйске, Лариса – в Москве. У Светланы двое сыновей, они также в Бобруйске.

Нам удалось найти внука Эдуарда Ивановича, то есть, правнука Ивана Игнатьевича. Молодой человек по имени Александр рассказал, что хорошо знает о заслугах своего прадеда Ивана Игнатьевича Крючкова и гордится им. Как чемодан с письмами оказался на улице… По его словам, мама, вероятно, делала уборку в квартире после смерти бабушки и даже не подумала, что в старом, покрытом пылью чемодане может быть что-то ценное.

Слева – Эдуард Иванович Крючков, тот самый Эдя, к которому обращается отец в письмах с фронта. Справа – Михаил Иванович Крючков, младший брат Эдуарда, «мой маленький
Слева – Эдуард Иванович Крючков, тот самый Эдя, к которому обращается отец в письмах с фронта. Справа – Михаил Иванович Крючков, младший брат Эдуарда, «мой маленький Мика», называет его отец в письмах.

– Мы были уверены, что эти письма давно затерялись, – говорит Саша. – Мой дед Эдуард служил в Бобруйске, был офицером. С ним мы близко общались, в детстве я часто у них бывал. Он меня воспитывал по-военному: подъем в 6 утра, строгая дисциплина. Эти привычки, привитые с детства – драгоценный кладезь для человека. Мой дед умер 29 января 2017 года. Младший его брат, Михаил, еще в молодости уехал в Ригу. На моей памяти, он только один раз приезжал сюда. Знаю, что уже в зрелом возрасте он переехал в Германию и там умер в 2008 году. Знаю, что у Михаила была дочь, она приезжала в Бобруйск, когда я был еще совсем маленьким. Что с ней сейчас, не знаю, к сожалению. Был бы очень рад, если бы все мои родственники нашлись.

Наталья передала Александру чемоданчик с письмами его прадеда, чему молодой человек был рад.

– Я очень хочу иметь эти письма у себя дома, как память, – сказал он.

Из личного дела Эдуарда Ивановича…

В Бобруйском военкомате хранится личное дело майора Крючкова Эдуарда Ивановича. В нем – автобиография, написанная им лично в 1974 году.

Из нее следует, что Эдуард Иванович родился 18 апреля 1931 года в городе Великие Луки, в семье офицера Советской Армии. В связи с переводом отца по службе семья жила в Великих Луках до 1932 года, в райцентре Локня – до 1939 года, в городе Опочка Великолукской области – до 1941 года. С началом войны были эвакуированы в город Калинин, потом в Киров, в котором прожили до 1944 года. В конце 1944 года переехали на родину матери – в Бобруйск.

Эдуард Иванович Крючков, как и отец, был военным.
Эдуард Иванович Крючков, как и отец, был военным.

Из-за тяжелых материальных условий в годы войны Эдуард Крючков не учился. После войны поступил учеником токаря на Бобруйскую ГЭС, где проработал около года. В 1945 году начал учебу, в 1952 году окончил 9 классов СШ рабочей молодежи Бобруйска.

27 сентября 1952 года был призвал в Советскую Армию. Был принят в Гомельское военное училище, затем направлен в Уфимское военное училище. После его окончания был командиром стрелкового взвода в 102-м полку 44-й стрелковой дивизии Южно-Уральского ВО. Служба «бросала» Эдуарда Ивановича по разным городам и частям. В 1965 году он поступил во Всесоюзный заочный институт пищевой промышленности.

Женился на Лилии Сергеевне, 1934 года рождения.

О своих родных Эдуард писал следующее: «Отец Крючков Иван Игнатьевич, 1903 года рождения, русский, происходил из семьи крестьянина. Беспрерывно служил в рядах Советской Армии с 1924 по 1954 годы. Умер в октябре 1974 года.

Мать Крючкова Анна Филипповна, 1908 года рождения. Уроженка города Бобруйска. Происходит из семьи жителя Бобруйска, занимавшегося извозным промыслом, домохозяйка. В настоящее время проживает в Бобруйске по улице Красноармейской, 30».

Брат Крючков Михаил Иванович, 1941 года рождения. Работал киномехаником в Бобруйске сейчас проживает в городе Рига, работает на радиозаводе им. Попова.

О Крючкове Иване Игнатьевиче есть информация и на сайте «Память народа». Там узнаем, что он родился в городе Калинин. На службу поступил 29 августа 1924 года. Воинское звание: подполковник, майор. Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освобождение Варшавы», Орденом Красного Знамени, Орденом Отечественной войны II степени, Орденом Ленина.

Тайны старых чемоданов

Наталья Кравченя интересуется историей и очень любит старые вещи. Например, старые чемоданы она планирует использовать в интерьере своей квартиры, а еще ей просто интересно узнавать, какие тайны они хранят. И чемоданы, видимо, чувствуя это, просто «валятся» на нее, смеется Наталья.

Ипполит Потапович Трухан, дед Натальи Кравченя.
Ипполит Потапович Трухан, дед Натальи Кравченя.

За последний месяц у нее появилось целых три антикварных чемодана! Один отдали знакомые, второй она «отобрала» у женщины, которая направлялась с раритетом в сторону мусорки. О третьем и его содержимом – эта статья.

Почему девушку так заинтересовали чужие письма с фронта?

– Дело в том, что мой дед Трухан Ипполит Потапович, 1923 года рождения, тоже являлся участником войны, наша семья очень чтит память о нем, – говорит Наталья. – Он родился в Минской области, прошел всю войну. Был награжден медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», Орденом Отечественной войны II степени. Считаю, что память о таких людях должна жить вечно.

Автор благодарит за помощь в подготовке этого материала Уманскую Анну Александровну, ведущего специалиста военного комиссариата г. Бобруйска, Бобруйского, Глусского и Кировского районов.