Ученые придумали, как очистить берега Байкала от биологических отходов – с помощью тропических мух

1903
Источник: МИР24. Источник фото: скриншоты эфира
Ученые Иркутского государственного университета нашли способ, как побороть проблему органического мусора на Байкале – его будут съедать прожорливые тропические мухи, которых выращивают в лаборатории.

Личинки мухи Черная львинка очень прожорливы. За неделю съедают в три раза больше своего веса. Причем не брезгуют ничем.

«Шкурки бананов, какие-то листики, кофе, например, у нас кофемашина, мы собираем этот жмых и кормим им львинку», – рассказала младший научный сотрудник НИИ биологии ИГУ Александра Шумкина, ее цитирует МИР24.

От такого обильного рациона личинки растут быстро – за две недели из куколок появляются взрослые мухи. Главное – обеспечить насекомых кормовой базой.

Также разработали еще одно средство для очистки Байкала. Это прибор, похожий на кофемолку, но внутри не зерна, а высохшие хитиновые оболочки куколок, из которых выползли те самые черные львинки. Их измельчают, добавляют специальные органические ферменты для того, чтобы сделать биоразлагаемый пластик.

«Даже полгода назад кто бы нам сказал, что мы будем использовать ферменты из байкальских рачков для производства пластика и из насекомых, которые поедают отходы на Байкале, я бы сказал, классная история, только немного фантастическая», – сказал директор НИИ биологии ИГУ Максим Тимофеев.

Рачки гаммарусы живут на дне озера Байкал, они помогли ученым найти нужные ферменты. С помощью этих веществ хитин насекомых превращают в ценное сырье для изготовления биопластика – хитозан. На Западе его давно производят в промышленных масштабах, но при производстве применяют химические соединения – кислоты и щелочи. А у иркутских биологов – абсолютная экологичность процесса. Первые образцы пластиковой посуды из хитина насекомых ученые планируют представить к концу этого года.

Для самой экосистемы Байкала разведение промышленных насекомых не несет никакой опасности, уверяют биологи. Муха Черная львинка –тропическая гостья. Она может жить только в лабораторных условиях при тридцатиградусной жаре, которой на Байкале практически не бывает.