В 1901 году был освящен один из старейших православных храмов Бобруйска – Свято-Духов, на ул. Клубной, 27 (Форштадт). Настоятели и прихожане вспоминают факты, известные и не очень, рассказывают, чем приход живет сегодня.
«Церковь теплая – с тремя печами...»
Примерно в 1898-1899 году на Березинский Форштадт были перенесены хорошо сохранившиеся части старого деревянного храма Святителя Николая, построенного в Бобруйске в 1835 году – с этого момента и начинается история храма Святого Духа.
Вот как выглядела церковь, согласно сохранившихся записей, в 1879 году: «Внешний ея вид, в основании и стенах, представляет форму продолговатого креста, с одною колокольною башнею во фронтонной части и одним открытым куполом на средней части храма; входных дверей трое, окна устроены в один ярус и запираются изнутри деревянными ставнями; крыша железная… Средняя часть храма устроена со сводообразным потолком, утверждающимся на 6 деревянных столбах, а в алтаре, передней части храма и притворе настланы потолки из досок; пол деревянный; солея возвышена на 4 вершка; клиросы устроены на солее; церковь теплая – с тремя печами…».
К 1901 году прихожане, в том числе купец Адам Александрович, доработали здание храма, и он был освящен в честь Святого Духа. Деревянное строение размещалось на каменном фундаменте, рядом – одноглавая колокольня. Тогда же построена и церковно-приходская школа – мужская и женская. Располагалась школа напротив храма, при ней имелось 846 квадратных сажен земли, но в настоящее время от нее осталась лишь дорожка в зарослях сирени. Первые годы в храме служили священники из Николаевского собора Симеон и Михаил, они же были законоучителями в школе, в этом им помогали двое помощников. Спустя почти десятилетие при Свято-Духовской церкви был открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика. Священником назначен клирик Минского женского Спасо-Преображенского монастыря Феодор Козловский. Согласно источникам, в 1913 году храм посещало 1 464 мужчины и 1 483 женщины. С 1917 года настоятелем храма был священник Николай Соколов, благочинный Бобруйского округа. Свято-Духов храм действовал на Березинском Форштадте до 1929 года, затем был закрыт.
Клуб – храм – и снова клуб…
В 1930-м в здании открыли поселковый клуб им. М. Горького. В начале войны, во время оккупации, здание находилось уже в полуразрушенном состоянии, внутри была свалка мусора. Встречается упоминание, что на восстановление храма тогда затрачено свыше 200 тысяч рублей. Настоятелем храма в это время является протоиерей Владимир Лелявский. Из списков репрессированных «Мемориал» известно, что он родился в 1889 году в селе Острогляды Брагинского района, имел среднее образование. До начала служения в Бобруйске проживал в местечке Греск в Минской области. С 1925 года служил священником, в 1933-м репрессирован как член антисоветской группы и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей, реабилитирован в 1989 году.
Богослужения в церкви возобновились в марте 1942 года, а в 1949-м настоятель получил извещение о принятии Бобруйским исполкомом горсовета депутатов трудящихся решения о возобновлении деятельности клуба в здании церкви. Прихожане пытались бороться: писали в горсовет, Совет министров БССР и в Москву, отправляли телеграммы патриарху Алексию I. Такая нежелательная активность привела к тому, что в декабре 1949 года уполномоченный по делам религии БССР Г. Семенов потребовал принять меры. Храм был опечатан, утварь и иконы вывезены спустя несколько месяцев, а приход со всем имуществом присоединился к Свято-Никольскому собору. С 1950 года в здании церкви снова разместился клуб им. Максима Горького, а в 1956-м – кинотеатр «Луч». Старожилы вспоминают, что у входа в клуб, там, где сейчас находятся крест и беседка с купелью, стоял памятник Ленину. Когда храм в 1993 году вернули верующим, в одну из ночей памятник вывезли с территории – такая вот «декоммунизация», по словам настоятеля.
На месте церковного притвора располагались вход в кинозал и касса. Отец Павел рассказывает о любопытной беседе с мужчиной, который при встрече с ним начал интересоваться, а на месте ли еще храмовые колонны. Получив положительный ответ, он с ностальгией рассказал о ярком воспоминании детства: в это здание еще ребенком бобруйчанин ходил смотреть мультфильмы, а когда его что-то пугало, прятался за колонну.
Первый концерт регента хора, Галины Федоровны Погоржельской, в качестве музыкального работника также состоялся именно в этом клубе.
Нить между прошлым и настоящим
В 1993 году здание вновь вернули верующим. Храм был освящен Архиепископом Могилевским и Мстиславским Максимом 14 октября 1995 года. Первым настоятелем назначен иерей Александр (Полуянов), службы также совершал иерей Евгений (Вишняков). В проведении работ по благоустройству храма на разных этапах финансово и организационно помогали Александр Боровский, Владимир Таранов, Максим Субботкин, Альвиан Рыжков, Руслан Волков, коллективы «Белшины», «ФанДОКа» и других предприятий и частных фирм. В 1999 году на территории построены часовня и воскресная школа, первым преподавателем которой стала Клавдия Щербич. С 2003 по 2017 годы настоятелем храма являлся иерей Александр (Лавицкий).
Вспоминает протоиерей Александр Лавицкий, настоятель храма в 2003-2017 годы, ныне клирик женского монастыря святых Жен-Мироносиц г. Бобруйска:
– Вся моя служба связана с отцом Александром (Полуяновым), я очень ему благодарен. Пришел в храм как обычный прихожанин, батюшка меня заметил, благословил заходить в алтарь, а впоследствии представил Владыке, который в дальнейшем дал благословение на мое рукоположение. Отец Александр был очень благостным человеком и не побоялся взяться за восстановление храма, сам пошел в исполком, нашел нужные слова, создал приход...
...Особенность этого храма в том, что он не городской, а скорее, деревенский. Мы всегда жили своей небольшой семьей, дружно: делили скорби и радости. Большим событием был каждый новый этап благоустройства. Очень благодарен нашим благотворителям, скромным и щедрым людям. Особенным источником радости стала для нас воскресная школа: если сперва в ней было несколько ребят, то в какой-то момент на утренник пришло 70 человек. Все дети росли на наших глазах, радовали достижениями.
Особой честью для нас всегда было то, что наш храм – буквально часть Никольского собора. Но самое главное в храме – это, конечно, прихожане: очень хорошие, любвеобильные и преданные. Низкий поклон и огромное спасибо им всем. Они – моя семья. И, как всегда в семье, дорог каждый. Нельзя выделить кого-то особо. Лишь отмечу со скорбью нашу большую потерю – Игоря Александровича Гордеенко. Он был очень предан храму, вел сайт, фотографировал, преподавал в воскресной школе, делал очень много, а сам скромно оставался в тени...
В первый год его служения у храма появились новые купола с «золотыми» крестами, а годом позже – новая крыша и мощеные дорожки. При храме на тот момент действовали библиотека, воскресная школа, причтовый дом. В 2009 году храм обзавелся «звонкими иконами» – колоколами, которые были подарены братьями Александром и Владимиром Преснецовыми, и звон которых сейчас слышен даже в Авиагородке. Спустя год мастерами Санкт-Петербуржской иконописной школы были написаны лики святых, украсившие новый иконостас.
В 2011 году приходу было передано здание бывшей библиотеки имени Гоголя, которое на тот момент требовало масштабного ремонта. Настоятель вспоминает, что эта пристройка появилась примерно в 60-70-е годы, увеличив общую площадь здания на 300 квадратных метров. В настоящий момент часть пристройки отремонтирована и является действующей – здесь разместился духовно-просветительский центр. Рядом с храмом невозможно не заметить и растущий на церковном дворе огромный дуб – по мнению специалистов, ему более ста лет: он, по словам отца Павла, фактически является ровесником храма и свидетелем всех перипетий его истории.
Приходской дом, который находится напротив церкви, по словам настоятеля, приобрела после войны, в 1946 году, община верующих Русской православной церкви Березинского Форштадта. Когда в 1950 году храм закрыли, священники продолжали там жить и, предположительно, даже крестили и служили литургии весь «советский» период.
Примерно до 2015 года там проживала матушка Мария, жена священника Феодора (Ненартовича), который служил в соборе и был известен своей образованностью. После ее смерти при уборке дома было найдено множество интересных вещей. С этим связана загадочная история: при очередном посещении дома прямо на кровати, где прежде ничего не лежало, оказался бережно расправленный антиминс – одна из главных святынь любого храма – для храма Рождества Пресвятой Богородицы города, подписанный митрополитом Питиримом. Такого храма в Бобруйске официально не было никогда. Святыня была передана в епархию.
Вспоминают прихожане
Тамара Ивановна Умецкая:
– Я более двадцати лет украшала храм. Все делали сами: цветы собирали и выращивали. Особенно красиво было у нас на панихиду: свечи сияют, все на столе аккуратненько – конфетка к конфетке, хлебушек к хлебушку. А на Рождество, помню, всегда вертепом занималась: пекла штук восемь овечек, ангелочков усаживала, лампочками украшала. На праздники во дворе столы с угощениями ставили. Община всегда дружная была, например, когда печи делали, люди выстроились в цепочку и так кирпичи передавали. Многих хочется упомянуть, все душу вкладывали, а особенно отец Александр. Сейчас очень меня радует, что детки в воскресную школу ходят, и так у них там все хорошо устроено.
От автора: упоминает Тамара Ивановна и период, когда храм был клубом, говорит, сама туда на танцы ходила. А в детстве с бабушкой – в церковь, и стояла всегда возле одной и той же колонны, так, по ее словам, до сих пор на этом же месте и становится. Еще вспоминает, как ходили по домам и собирали деньги на восстановление храма, и историю периода стройки: мол, рассказывали, что работники, которые красили стены, краску украли, а потом утонули.
Первая староста храма Вера Александровна Сорока пришла жить на Форштадт в 60-е, успела походить в клуб на кино, а потом попала в больницу и зареклась это делать. Говорит, обещание сдержала, порог переступила только, когда здание передавали церкви:
– Когда батюшка (отец Александр Полуянов) стал добиваться открытия храма, некоторые были против, например, ходил слух, что там собирались прачечную открыть. Ходили мы по домам, собирали подписи. А потом как-то ехали летом в Могилев в монастырь, и батюшка сказал прихватить с собой документы да зайти в исполком. Расписалась я, бумаги забрала и привезла ему в Георгиевский храм, он там тогда служил, а потом присматривала за зданием: боялись вандалов – чтобы чего не поломали. Осенью уже смогли въехать. Помню, принесла я мисок, насыпали в них песка, свечи поставили, и отец Александр молебен отслужил. Просили переноску в библиотеке подключить, чтобы на клиросе читать можно было. Все помогали, кто чем мог: Печенка Миша, Георгий, Володя Сорока, Рая, Любочка – всех разве назовешь?!
Вера Александровна признается, что сначала было непросто, но, по ее словам, когда подключились благотворители, стало гораздо легче. Знакомые художники иконы писали, например, большую икону Спасителя над вратами – Тамара Андреева, и прихожане свои приносили. Староста вспоминает, как однажды обходила храм и увидела икону Казанской Божьей Матери и веточку сирени. Она до сих пор благодарна всем, кто помогал. Говорит, людей столько в храм приходило, «до Полесской стояли».
Мария Романовна Сорока:
– Мы давно здесь живем, еще помню рядом с церковью здание старой вечерней школы, где, вроде бы, ДОСААФ был, его снесли потом. Мой муж Владимир и сыновья помогали храм открывать: убирали ряды стульев от кинозала, вскрывали полы, делали каркас для алтаря. Ничего же не было. Помню, когда первый молебен отец Александр служил, повесили простыню, а на нее – иконки. Людей много было: приезжали и с лесокомбината, и с хутора. Все, кто тогда приходил в церковь, очень ей преданы были, истосковались по храму.
Храм сегодня и завтра
С 2017 года по настоящее время настоятелем храма является иерей Павел Лукин. Клирики – иерей Владимир Леонович, иерей Антоний Ходасевич. В настоящее время в храме еженедельно служат три литургии, налаживают молитвенную жизнь, занимаются культурно-просветительской работой: по запросу организуют факультативные занятия в школе, проводят библейские беседы, хоровые уроки, занятия рисованием и театральным мастерством, спортивные мероприятия, молодежные встречи. Члены общины совершают паломнические поездки по храмам Беларуси. Епархиальное послушание отца Павла – работа с молодежью, есть соответствующая группа в соцсети. С 2016 года в храме действует сестричество в честь Святой мученицы Татианы, которое оказывает помощь больным и людям преклонного возраста, в том числе в отделении сестринского ухода в «морзоновке», в интернате в Вишневке. Началось оно стараниями первой старшей сестры Тамары Григорьевны Андреевой, в память о которой в 2018 году была переименована приходская футбольная команда, в подготовке которой принимали участие Виктор Хоняк и Валерий Алексеев.
В ближайших планах, по словам настоятеля – организация Дома паломника и окончание ремонта в пристройке. Есть инициатива создания Центра трезвения – группы по работе с алко- и наркозависимыми людьми.
Накануне нового десятилетия в истории храма отец Павел, высказывает свои надежды:
– Хочется, чтобы наши люди находили в себе то прекрасное, что позволило бы им в любых житейских обстоятельствах вести себя достойно, преодолевать сложности, оставаться людьми. Бобруйчане ценят «свое» – место, где живут, родных и близких, своих предков. Многие знают историю своего рода, и хочется, чтобы храм был частью этой истории, духовной и культурной отдушиной. И созидание каждому нужно начать с себя. Тогда наш город будет поистине прекрасным.
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала иерею Павлу Лукину и старшему научному сотруднику Бобруйского краеведческого музея Инне Овсейчик.
*******************************************************
Смотрите видео ВБ: «Я не верю в коронавирус. Считаю, это все игры престолов». Поспрашивали на улицу, будут ли бобруйчане прививаться от «короны»