Зачем ваш малыш бросается игрушками, и как реагировать? Разбираемся с психологом и «бывалыми» мамами

84.5k
Екатерина НОВИЦКАЯ, ведущая рубрики «Мама в декрете».
Наталья: «Ребёнок у меня первый и я не знаю, что делать: малышу скоро будет годик, и уже месяца два, как он швыряет всё, что попадает ему в руки и игнорирует мои замечания, что так делать нельзя. Я повышаю голос, но и это не помогает! Нормальное ли это поведение для ребёнка, и как отучить бросать всё подряд? Помогите, пожалуйста, советом!»

Такое письмо пришло от читательницы на прошлой неделе. Давайте разбираться.

Как было у нас

Рассказывает Екатерина Новицкая, ведущая рубрики «Мама в декрете»:

– Судя по детям моего ближайшего окружения, в той или иной степени такое поведение свойственно практически всем малышам. Лично мне кажется, нужно для начала правильно выстроить свою реакцию и не впадать в эмоции. Сама я сперва пробую объяснять: вещь может разбиться, сломаться, мама расстроится и будет плакать. Если сын не прекратит, придётся эту вещь забрать, совсем. Не знаю, насколько это педагогично, но я в самых критических ситуациях спрашиваю, хочет ли он, чтобы эту вещь мы отдали кому-то другому, кто будет хорошо с ней обращаться. Обычно ответ – категорическое «нет!».

Иногда сочиняю на ходу похожую историю и эмоционально рассказываю, что, например, вещь так расстроилась из-за того, что её обижали, что в один прекрасный момент убежала из дома. Потом напоминаю эту историю при случае, и в конце концов ребёнок начинает сам про это вспоминать в похожих ситуациях – в нашем случае это довольно действенный метод. Частенько предлагаю чаду и альтернативу: «Очень хочешь что-то бросить? Бери мягкие игрушки, лёгкие мячики и бросай изо всех сил, сколько хочется. А это бросать нельзя, ни в коем случае».

Но даже все это не гарантирует 100% результат. В любом случае, шлепать и повышать голос, наверное, все-таки не стоит. Самое главное, выбрать какую-то понятную ребенку линию поведения и не отступать, а спокойно и последовательно ее придерживаться. Ну, и на мой взгляд, все члены семьи должны действовать сообща.

А как правильно?

Семейный и детский психолог Светлана Глагола
Семейный и детский психолог Светлана Глагола

А вот что по этому поводу думает бобруйский практикующий семейный и детский психолог Светлана Глагола:

– Если расспросить знакомых, то окажется, что все дети начинают разбрасывать игрушки примерно в одном возрасте – около года. Это очень интересный феномен и заключается он в том, что разбрасывание предметов для ребенка – это способ развития мышления.

Когда взрослый собирается бросить что-то, он точно знает, что произойдет дальше. Более того, заранее известно, что стеклянные предметы могут разбиться, мяч покатится, а погремушка будет шуметь. Наших знаний, опыта, развитого мышления достаточно для точного прогноза.

У ребенка такого рода знаний нет. Малыш довольно долго исследует этот процесс, пока не придет к пониманию того, что причиной происходящего шума является он сам. Таким образом формируется «Я» ребенка.

Что делать родителям?

Набраться терпения и поддержать своего ребенка на пути познания. Со временем он перестанет кидать игрушки и вещи сам по себе.

Общие советы для родителей ребёнка в этот период:

• Будьте внимательны к потребностям ребёнка.

• Убирайте запрещённые для него предметы. Можно переключить внимание ребенка на что-то другое: воду в ванной, музыку.

• Постарайтесь нечасто использовать слово «нельзя», иначе ребёнок перестанет на него реагировать. Для угрожающих жизни ситуаций и предметов можно использовать слово «опасно».

• Помните, что даже в этом возрасте ребенок должен знать, что ему можно, а что делать недопустимо. Избегайте «исключений из правил».

• Поощряйте желание ребенка делать все самому. Можно предоставить малышу личное пространство (например, коробку для игрушек).

• Если вам нужно уйти из дома, следует предупредить ребенка и сказать, когда вернетесь, но не в часах, а в привычных для него ритуалах (например: вернусь, когда ты днем поспишь).

• Обучайте своего ребёнка. Показывайте, как пользоваться разными предметами. Старайтесь раскрывать их свойства.

• Обогащайте сенсорный опыт ребёнка: дайте ему потрогать разные поверхности, понюхать разные запахи, послушать разные звуки.

Иллюстрация pixabay
Иллюстрация pixabay

Советы бывалых мам

Вот, что отвечали бобруйские мамы на вопрос, бросаются ли их дети игрушками и другими предметами.

Юлия, сыну 2 года:

– Да, бросается. Чаще объясняю, что так нельзя и что можно вещь сломать. Понимает и начинает «жалеться».

Наталья, сын-дошкольник:

– Мой бросался, причём ему было не важно, чем и как. Отучился, как в сад пошёл, спустя пару недель.

Ксения, сыну два с половиной года:

– Бросаем тоже всем и во все. Знает, что так нельзя делать. Когда я спрашиваю, зачем, отвечает, что ему так захотелось. Надеюсь, скоро этот этап перерастем.

Судя по ответам полудюжины опрошенных родительниц, возраст начала этого периода варьирует у детей примерно от девяти месяцев до двух с небольшим лет. По их мнению, общую идею, которую нужно донести до ребёнка, можно обозначить так: бросать можно, но только определённые предметы в определённое время в определённом месте. Как этого добиться?

Ниже – несколько рекомендаций.

Необходимо продемонстрировать ребёнку альтернативу: что можно и даже нужно бросать – скажем, мячик в стену, или бумажки в мусорное ведро, или грязные носочки в стиральную машину, или мягкие игрушки в корзину, или, наконец, камешки и листья в лужу.

Следует, когда возможно, избегать реакции на разбрасывание, особенно бурной – ребёнок может воспринять это как безотказный способ привлечения внимания и повторять при случае.

Ни в коем случае не кричать и не шлепать ребёнка, даже по руке. Объяснять, убедившись, что малыш слушает. И повторять многократно, если требуется.

Если чадо чем-то бросается в других людей, в обязательном порядке нужно остановить, чётко объяснить, что это больно и повторять это при каждой попытке. Если ребёнок проявляет агрессию, нужно решительно устроить перерыв на 1-3 минуты, например, отвести в сторонку, чтобы он чётко понимал, за какой проступок игры прекращаются.

Нужно вместе убираться, складывать вещи на место, не делая этого за ребёнка – пусть он непременно (по возрасту) помогает.

Если ребёнок бросается едой, следует сидеть рядом и контролировать процесс, приобрести небьющуюся посуду и не класть сразу много еды – чаще дети начинают бросать еду, когда уже насытились.

И все мамы были единодушны в одном: ценные, хрупкие и опасные предметы нужно убрать подальше и ни на минуту не терять бдительности.

Если у вас есть вопросы или интересующие вас «мамские» темы, пишите на no-kat83@mail.ru или редакционную почту, обсудим вместе.