Сначала мне казалось, что сейчас вакцина доступна только для медиков, а людям, которые не имеют отношения к медицине, прививки пока не делают. Но я ошибалась – в некоторых поликлиниках города, в том числе и в моей, предлагают записаться в лист ожидания, а в других можно сразу прийти и привиться. Заказываете в регистратуре карточку, берете с собой паспорт и идете в поликлинику.
В моей поликлинике тех, кто работает с людьми (в эту категорию попадаю и я, корреспондент), прививают без очереди. Прививка бесплатная, делается в два этапа.
В день вакцинации я волновалась – перечитала множество публикаций и отзывов людей о самочувствии после прививки и возможных побочных эффектах. Проверила, на всякий пожарный, домашнюю аптечку на наличие жаропонижающего и антигистаминного, и пошла.
Поликлиника встретила привычной очередью в регистратуру и людьми с масками на подбородке. Вот последнего я точно не могу понять: зачем тогда в поликлинику пришел, если о здоровье не думаешь? Ну да ладно.
Заказываю карточку, поднимаюсь в нужный мне кабинет.
Доктор встречает меня с некоторым удивлением: пришла добровольно, сама, при этом не медработник. Не то, чтобы ей вакцины жалко, просто видно, что для нее такое поведение слегка подозрительно.
Мне измеряют температуру и уровень кислорода в крови. Потом заполняют анкету: не беременная, хронических, онкозаболеваний нет, коронавируса и ОРВИ в данный момент тоже нет.
Доктор разъясняет возможную «побочку»: после введения вакцины может появиться слабость, подняться температура, начаться ломота в суставах. Рассказывает о том, что вакцина делается в два этапа и почему это важно. Пишет мне в памятке – прийти в следующий раз 21 апреля.
Затем мою карточку и заполненные документы передают в процедурный кабинет.
Я сижу в коридоре, жду, как мне сказали, пока вакцину разморозят. Но не проходит и 10 минут, как меня приглашают.
Пока медсестра готовится делать прививку, тайком заглядываю в лежащий на столе журнал. С пометкой «COVID-19» передо мной три человека. Спрашиваю, охотно ли народ прививается. Отвечает: неохотно, но сейчас пока ведь самое начало прививочной кампании. Говорим о том, что прививки – это важно. Я лично чувствую «историчность» момента.
Укол в левое плечо, практически безболезненный. После меня отправляют в коридор и просят 20 минут следить за самочувствием. Если станет плохо – сообщить. Если все хорошо – предупредить об этом перед уходом домой.
Сижу, тщательно прислушиваюсь к ощущениям в организме. Кажется, ничего нового не происходит. Даже делаю селфи себя, привитой, и радостно рассылаю всем друзьям с пометкой «Чипировалась!» Это наш такой юмор. Меня веселят «теории заговора» о том, что через вакцину от коронавируса нас всех «чипирует Билл Гейтс».
Прививку мне сделали в середине дня. В тот вечер у меня было еще много дел, и несколько часов я провела на ногах. Некоторая слабость ощутимо присутствовала, но неправильно будет связывать ее только с прививкой.
Дома, в районе 21.00, я, как положено, измерила температуру. 36,6, все отлично. Обещанного отека и зуда на месте укола тоже не наблюдалось.
Сюрприз ожидал меня утром следующего дня. Проспав полноценные восемь часов, за которые я должна была выспаться, я проснулась с большим трудом, на третий будильник, не услышав первых двух.
А в остальном пока «побочек» не наблюдается. Несмотря на тяжелое утро я даже осилила свои стандартные утренние 7 километров пробежки.
Наблюдаю за самочувствием. Ждите продолжения истории после 21 апреля.
Кстати
Исследовательский центр им. Гамалеи создал инфографику о том, как работают векторные вакцины (каковой и является «Гам-ковид-вак», которым меня привили).
Для интересующихся подробнее: векторные вакцины – это вакцины на основе совершенно иных вирусов (например, аденовирусов), в которые встроен небольшой ген – участок генома SARS-CoV-2 (собственно коронавируса). В результате в составе оболочек безобидных вирусов (их называют «вектором», то есть, транспортом для доставки в клетки) появляются белки-антигены SARS-CoV-2.
Механизм действия таков: попав в организм вместе с вакциной, генетически модифицированные вспомогательные вирусы провоцируют иммунный ответ на белки SARS-CoV-2 – то есть, работают примерно, как «живые» вирусные вакцины.