Лилия Круглик работает в троллейбусном парке с 19 лет. В феврале исполнилось 37 лет, как она возит пассажиров.
Лилия Александровна вспоминает: отец работал на грузовой машине и часто брал маленькую дочь с собой в командировки. Особенно ей тогда нравилось ездить с папой по городу.
– Когда я только загорелась этой мыслью, троллейбусному парку в Бобруйске было всего пять или шесть лет, – рассказывает она. – Окончила восемь классов, немного поработала на хлебозаводе и, как только исполнилось 18 – пошла учиться на водителя троллейбуса. Как отучилась, сразу пошла работать.
Водить троллейбус – нелегкий труд, сопряженный с ранними подъемами и поздними возвращениями домой. Но Лилия Александровна никогда всерьез не думала о том, чтобы сменить работу.
– Тяжеловато было только после выхода из декретного: в три часа ночи приходишь домой, а в шесть утра уже встаешь, чтобы отправить мужа на работу, ребенка – в сад. И дальше спать уже не ложишься – стирка, уборка, готовка, и снова на работу.
Как устроен рабочий день водителя троллейбуса?
Сейчас график работы такой: в первую смену троллейбусы выезжают с территории парка с 4 до 6 утра. Продолжается первая смена до 13.30. Вторая смена заканчивается заездом в парк в 1.31.
По утрам водителей троллейбуса забирает дежурная машина, она же развозит их по домам ночью.
Рабочий день начинается с медицинского освидетельствования и измерения температуры. Потом диспетчер подписывает водителю путевой лист.
– Потом идем к «машине». Ставим «штанги» (токоприемники или «рога»), зеркала, прогреваемся, если это зима, и выезжаем.
За каждой парой водителей закреплен один троллейбус. На нем они постоянно и ездят, если не случается поломок. Две недели месяца троллейбус ездит по маршруту №1, еще две недели – по маршруту №2.
Смены тоже по неделям: неделю – первая, неделю – вторая.
Ночью, заезжая в троллейбусный парк, водитель сдает транспорт перегонщику. Троллейбус моют, осматривают на смотровой яме. Водитель, если нужно, оставляет заявку на ремонт. Если все хорошо, и заявок нет, полностью проверяют техническое состояние – и троллейбус готов к использованию утром.
От остановки к остановке водители перемещаются строго по графику.
– Время прибытия расписано на каждые три-четыре остановки. Например, если на «Техникуме» я в 13.06, то в 13.12 я уже должна быть на «РТИ».
В случае поломки троллейбусов или какой-то еще внештатной ситуации есть резервный путь – так называемый короткий разворот с Советской на Островского, оттуда – на Социалистическую и далее – снова на Советскую.
Пандемия несколько изменила работу водителей: теперь они работают в маске и перчатках. Маску меняют один раз в два рейса, а на конечных остановках дезинфицируют салон.
За рулем водителю нельзя включать музыку, говорить по телефону, слушать радио – чтобы не отвлекаться от дороги.
Нельзя ничем украшать кабину, чтобы не захламлять ее. Но не возбраняется придать домашнего уюта рабочему месту за счет какой-нибудь милой мелочи.
– Ну а как иначе, мы ведь полжизни проводим за рулем – говорит Лилия Круглик.
А если поломка?
Минимальные поломки, вроде упавших токоприемников, Лилия Александровна может устранить сама, а если поломка крупная – сообщает диспетчеру, а тот уже вызывает слесаря. Если получается, тот устраняет поломку на месте, либо водителя на машине забирают в парк, а троллейбус буксируют в депо.
Впрочем, сейчас поломки случаются редко, ведь троллейбусный парк обновился:
– Новые троллейбусы намного лучше, чем старые ЗИУ-9, многие их еще помнят. Новые более удобные и более легкие в управлении. И в кабине комфортно.
Что самое сложное в этой работе?
– Я за 37 лет ко всему привыкла, кажется, что ничего сложного нет. Разве что зимой непросто: снег, гололед. Чуть сильнее на тормоз нажмешь, и все, есть риск, что троллейбус пойдет «юзом».
Еще одна сложность в работе водителя троллейбуса – продажа талонов пассажирам. Сложно дать сдачу на ходу, когда дают большую купюру. И сложно пересчитать мелочь, когда человек дает нужную сумму совсем уж мелкими монетами. Ведь в графике у водителя не предусмотрено паузы на эти расчеты, все нужно успеть за время остановки.
А самое приятное?
Лилия Круглик очень любит свою работу, за исключением мелочей, вроде езды в плохую погоду. Говорит: водить троллейбус ей в удовольствие.
– А как я бы тут столько лет проработала, если бы не любила то, что делаю, – замечает она. – Приятно, когда благодарят пассажиры. Да, бывают такие. Выходят и благодарят за поездку.
Возможно, поэтому текучка кадров в троллейбусном парке – редкость. В основном, люди, если приходят сюда, то и остаются.
Аварии
За все время работы у Лилии Александровны случилось только одно ДТП по ее вине – на второй день работы. Больше таких аварий не было.
– Столкнулась с автобусом, который стоял на остановке – высаживал пассажиров, приехавших из Минска, – вспоминает она тот момент. – Это был единственный случай, когда я была виновата. А в меня врезались, случалось, и не раз.
Если троллейбус попал в ДТП – на место сразу приезжает руководство парка и ГАИ. Далее обоих водителей обязательно везут на освидетельствование. Если водитель троллейбуса не виноват – его отпускают, а с виновником ДТП разбираются, как предписывает закон.
Запомнившиеся «пассажиры»
Несколько лет назад у Лилии Круглик произошел курьезный случай: на остановке ул. Шмидта к ней на крышу забрались два парня.
– Они сели и сидят. А мне в зеркало их не видно! Я еду, мне водители что-то показывают жестами, я смотрю по зеркалам: ничего. И тут мне звонит диспетчер: Лилия Александровна, у вас два «пассажира» на крыше. К счастью, кто-то сообразил позвонить в троллейбусный парк! Я остановилась, но пока дошла – они уже убежали.
За рулем троллейбуса только женщины?
То, что троллейбусами управляют в основном женщины, не совсем соответствует действительности. Лилия Александровна говорит, что сейчас в парке мужчин и женщин поровну.
– Спустя сколько лет вы перестали волноваться, выходя на работу и садясь за руль? – задаю собеседнице вопрос напоследок.
– А я волнуюсь и по сей день, – улыбается Лилия Круглик. – Я ведь вожу людей, отвечаю за транспорт, я на дороге. Это очень большая ответственность.