«Здравствуйте, уважаемые работники редакции газеты «Вечерний Бобруйск», дорогие мои земляки! – написала нам Софья Ефимовна. – Прочитала о том, что вы интересуетесь историей дома, расположенного по адресу: ул. Советская, 45 (материал «Здесь был «Дворянский горисполком» – о бывшем особняке, где долгие годы размещалась станция юных техников, а ныне пустующем, был напечатан в №51 «ВБ» за 16 декабря 2020 г. – прим. ред.).
Я родилась в Бобруйске и больше половины своей жизни там прожила, но последние 23 года живу в Минске.
Раньше я часто приезжала в Бобруйск, но теперь годы и здоровье не позволяют мне это делать, о чем я, конечно же, очень сожалею.
Дело в том, что этот дом мне очень близок и дорог. Я прожила в нем долгие годы.
До войны мы жили в двух кварталах от этого дома, и я проходила мимо, когда шла в школу и из школы. Это было одно из красивейших зданий в Бобруйске, и я всегда им любовалась. Оно было покрашено в очень приятный светло-красный цвет. Его называли «Дом Союзов». Возможно, там располагались различные профсоюзы.
В конце 1944 года, после освобождения Бобруйска, мы вернулись в наш город. Мой отец, демобилизованный из рядов Красной Армии по болезни, в 1945 году был направлен горкомом партии на работу в Управление дороги Москва – Брест на должность начальника АХО.
Моему отцу было поручено руководство восстановлением дома по ул. Советская, 45. Дом снаружи особенно разрушен не был, все разрушения были внутри. Работы, конечно, там было очень много. Восстановлением дома занимались немецкие военнопленные. В то время в Бобруйске находился лагерь военнопленных. Их водили строем на работу. Помню, у меня было столько ненависти к ним, что я не могла на них смотреть…
К лету 1945 года дом был восстановлен. Там расположилось Управление дороги Москва – Брест. Это управление подчинялось Москве, Главному управлению шоссейных дорог (ГУШОСДОР).
Начальником управления был Рувинский Изот Абрамович – очень красивый мужчина, фронтовик, подполковник-инженер. Многие мужчины, работавшие в Управлении, имели воинские звания и носили военную форму.
Управление занимало два этажа, парадный вход был с улицы Советской. Там было все очень красиво и уютно: большие светлые кабинеты, необыкновенно красивые лестницы, ведущие на второй этаж. Снаружи здание перекрасили в белый цвет, и оно выглядело очень гордо и величественно.
Во двор выходили три подъезда. На вторых этажах этих подъездов были квартиры для работников Управления. В первом и третьем подъездах было по одной квартире, а в среднем подъезде было, по-моему, 6 или 7 квартир.
Первую восстановленную квартиру отдали моему отцу, так как нам негде было жить. По мере восстановления дома заселялись и остальные квартиры. В квартирах была только холодная вода, канализации не было. А квартиры были очень хорошие, большие, светлые и очень теплые.
В доме было паровое отопление, а также печное в каждой квартире. Кухни не отапливались, и зимой в них было очень холодно. Туалеты для жителей (типа «сортир») были во дворе, там же были сараи и огромный мусорный ящик. От всего этого двор имел не очень приглядный вид. Но мы на эти мелочи внимания не обращали. Главное, что была крыша над головой, то есть хорошая квартира.
Соседи были замечательные, дружные. Нашими соседями были Сивовы, Дьяковы, семья Вихман, Буре Ванда Михайловна, Ползуновы.
Во дворе тоже было несколько домов. В одном из них жили Капустины. Дядя Капустин был истопник и дворник в одном лице. Его жена тетя Настя была для всех, как родная. Также во дворе жили Москаленко, бывший учитель музыки, Андреевы и Болотниковы. Коллектив был большой.
Чем конкретно занималось Управление, я не знаю, но когда была ликвидирована Бобруйская область, масштаб работ сузился. Пришел другой начальник. Потом здание было передано станции юных техников.
В 1969 году мои родители получили квартиру, вскоре расселили и других жильцов.
Мне очень обидно, что такое красивое здание сейчас не используется.
Мои родители прожили в этом доме почти 25 лет. Для меня это самые лучшие годы моей жизни. В 1949 году я закончила институт. Я была молодая, у меня были живы родители, была любимая работа, любимый муж, любимый город, любимые друзья.
Остались только хорошие воспоминания.
Буду рада, если хоть немного помогла своим письмом. Желаю моему любимому городу процветания, всем бобруйчанам – здоровья, исполнения всех желаний в наступившем году. Главное, чтобы не было войны, не разрушались дома, не пришлось испытать то, что испытали мы. Берегите мир!
С уважением, Гратвол София Ефимовна».
Что говорят другие читатели о здании на Советской
Это не единственные воспоминания о доме на Советской.
Вера Евгеньевна Дыба, которой в этом году исполнится 75 лет, сама пришла в редакцию и принесла вот эти фото тех лет, когда она была еще ребенком.
Семья Веры Евгеньевны переехала из Калужской области России в Бобруйск в начале 1950-х по работе отца. Вере Евгеньевне тогда было около 3-х лет. Глава семьи – Козлов Евгений Демьянович получил должность начальника дорожно-эксплуатационного участка №920 (ДЭУ-920).
– Мой папа и моя родная сестра были дорожниками, – рассказала Вера Евгеньевна. –Его контора находилась на улице Бахарова, сразу за переездом. Но все его руководство сидело в здании на Советской. Поэтому, когда я прочитала в газете про особняк, сразу вам позвонила. В особняке располагалось не управление железной дороги, как кто-то сказал в статье, а управление шоссейной дороги. Директором его, при моем отце, был некто Хорозов. Еще помню семью Жуковых, их отец был начальником отдела кадров, они жили в двухэтажном доме прямо возле особняка. Дети работников этого управления – такого возраста, как я.
– На праздники в особняке проводили утренники для детей работников, поздравляли с Новым годом и Днем труда, – вспоминает Вера Евгеньевна. – Помню, что там все было очень торжественно, красиво, длинные коридоры были застелены красными дорожками... После выхода вашей статьи мы вспоминали с сестрой то время, она позже работала инженером в этом здании...
По словам Веры Евгеньевны, дорожники занимали особняк вплоть до того, как его отдали под станцию юных техников.
Вера Дыба всю жизнь проработала учителем начальных классов в 18-й и 20-й школах Бобруйска.
Еще один наш соавтор, 70-летний Вячеслав Федорович Ванчюкевич, в начале 70-х был молодым человеком, а его отец работал главным бухгалтером в доме на Советской. По его словам, в то время на первом этаже здания располагалось Управление сельского хозяйства Бобруйского района.
– Отец ездил по колхозам в командировки как главный бухгалтер, – рассказывает Вячеслав Федорович. – Я не знаю, что было на втором этаже, но на первом точно было сельхозуправление. Я тогда был 20-летним и помню, как приходил к отцу на работу. Его кабинет находился слева от главного входа. Здание тогда белили, ремонтировали, ухаживали за ним, все-таки управление, нужно было держать марку. Отца моего звали Федор Матвеевич, оттуда он и на пенсию ушел.
– Жалко, что не сфотографировал это здание в то время, потому что я тогда как раз увлекался фотографией, и у меня был «Зенит», остались некоторые снимки черно-белые с того времени, но этого здания на них нет, – говорит Вячеслав Федорович.
Вячеслав Ванчукевич проработал на «Белшине» почти 40 лет, был сборщиком и вальцовщиком, освоил несколько рабочих профессий.
Спасибо вам, уважаемые читатели, за ценные дополнения к нашему материалу!