Один из наших читателей в конце прошлого года поднял такую тему: «С весны существует запрет на автобусные экскурсии для школьников. Раньше они пользовались популярностью у детей, особенно на каникулах. Теперь никто никуда не ездит ввиду пандемии. Соответственно, страдает вся туристическая индустрия. Примечательно, что формального, юридически оформленного запрета нет, есть негласное распоряжение.
При этом отдел образования устраивает рождественские балы и открывает резиденции Деда Мороза. Утренники поставлены на поток. Посещение – по плану для школ. Массовое заражение никого не волнует. Вот такие двойные стандарты».
Уточнение
Далее, со слов читателя, был указан и факт о том, что на «губернаторскую» елку из Бобруйска якобы отправили на одном автобусе 49 детей и четырех взрослых.
После публикации этого материала на нашем сайте редакция получила официальный ответ от управления по образованию Бобруйского горисполкома за подписью начальника Е. С Лисица, в котором утверждается, что «данный факт не соответствует действительности. Доставка делегации города Бобруйска на областной новогодний благотворительный праздник для детей осуществлялась двумя автобусами (на 45 мест каждый)».
Редакция еще раз связалась со своим источником, который сообщил: озвученная им на момент подготовки материала информация о количестве автобусов была предварительной, а на посадку действительно было подано два автобуса.
Благодарим управление по образованию за уточнение данной информации.
«Сейчас каждый день – под две тысячи, и как будто все нормально»
Известный бобруйский музыкант, композитор Вадим Сажин работает педагогом в детской школе искусств №1 и долгие годы руководит детской эстрадной студией «Сажинцы». О том, что такое коронавирус, Вадим Юрьевич знает не понаслышке: сам болел в течение полутора месяцев и несколько недель провел в больнице. Одышка, поражение легких и осложнение на сердце дают о себе знать и сейчас, говорит он. И предполагает, что подхватить «ковид» мог как в лифте, так и от кого-то из детей:
– У меня были дети, которые болели весной, в первую волну, и есть те, кто болеет сейчас.
Весной, по наблюдениям Вадима Сажина, дети переносили заболевание полегче. С осени стали болеть тяжелее:
– Сейчас они уже болеют, как взрослые, с температурой, со всеми вытекающими последствиями.
По мнению педагога, в обычной школе вполне можно было бы наладить дистанционное обучение, но учить на расстоянии музыке или вокалу не получится. И здесь на выручку может прийти индивидуальная работа с каждым ребенком.
– Сейчас в нашей музыкальной школе работа так и построена.
Ввести режим локдауна (полностью запретить массовые мероприятия) – было бы эффективным решением проблемы растущей заболеваемости, считает Сажин.
– В Беларуси вообще было упущено время, – считает он. – А действовать нужно было сразу же. В первую волну мы смотрели на цифры Минздрава и думали: как много случаев, 100, 200, 300 за сутки! А сейчас каждый день – под две тысячи, и как будто все нормально.
«Странно, что у нас мероприятия запретили, а в городе они все равно проходят»
Светлана Хартанович-Бернадская – педагог-организатор в одном из колледжей города.
– У нас давно не проводятся концерты, максимум, что делали – прошлись по кабинетам и поздравили с Новым годом, – рассказала она. – Или проводим тематическую акцию, для которой не нужно задействовать много учащихся.
В колледже введен обязательный масочный режим для всех, в каждом кабинете – антисептики. Но несмотря на это заболевшие все равно есть. Много педагогов, по словам Светланы, переболело уже в первую волну.
– Странно только, что у нас мероприятия запретили, а в городе они все равно проходят. Вот, к примеру, было шествие Дедов Морозов. Наших детей тоже привлекали к участию. И там мало кто был в масках, – замечает педагог-организатор.
Светлана тоже считает, что все мероприятия на время пандемии нужно отменить:
– Я понимаю, что от этого сильно пострадает сфера культуры. Но вот тут и должна сработать какая-то господдержка. Потому что сейчас массовые мероприятия, особенно в помещении – это рассадник болезни. Люди сидят в зале, плечом к плечу – это большой риск. А артистам нужно до этого предварительно несколько раз собраться и провести репетиции.
При этом в успех дистанционного образования Светлана пока не верит.
– У нас, например, есть предметы, профильные, которые практически невозможно преподавать дистанционно. Да и многие подростки воспринимают «дистанционку» как каникулы. Они не будут сидеть дома, я уверена.
«Пандемия с нами надолго, и надо учиться с ней жить»
Виктория Симоненкова и сама переболела коронавирусной инфекцией (тяжело, с высокой температурой в течение 10 дней), и ее трехлетний сын болел чем-то похожим, но без температуры. По словам женщины, в группе детсадика, который посещает ее сын, сейчас много детей болеет, и у знакомых в других садах – тоже. Болеют не обязательно «ковидом», конечно.
Поэтому, считает мама, массовые мероприятия для детей нужно отменить на время. А вот от посещения кружков и секций не стоит отказываться.
– Я думаю, что пандемия с нами надолго, и надо учиться с ней жить, – считает Виктория. – Просто менять свои привычки. Носить маску в общественном месте, мыть руки. Всем пора уже осознать реальную опасность этого заболевания и начать соблюдать все предписанные меры.
Анна Михайлова – мама троих детей. В семье тоже решили не отказываться от кружков и секций – старшие дети (8 и 9 лет) ходят в музыкальную школу. Но занимаются там в масках, а еще мама приучила детей мыть руки сразу после улицы и не трогать руками лицо.
Михайловы стараются как можно меньше бывать в общественных местах и даже обучались на дому после весенних каникул. Сейчас дети Анны ходят в школу, но в классе, по ее словам, болеют немногие, и в основном обычной простудой.
Сколько детей переболело «ковидом»?
Информации о том, сколько детей болеет коронавирусом в Беларуси, Минздрав не предоставляет. Однако в декабре 2020 года Екатерина Сергеенко, доцент кафедры детских инфекционных болезней БГМУ, рассказала изданию «Спутник», что среди всех заболевших в Беларуси детей не более 2-5 процентов.
По официальным данным на 15 января 2021 года, в Беларуси было 221 604 человека с положительным тестом на Covid-19. Значит, дети из этого числа могут составлять от 4 до 11 тысяч.
Глас народа
Мы попросили высказаться на эту тему также наших читателей в соцсетях. Вот какие мнения у бобруйчан:
Lena Levashova: «Все равно дети ходят в школу, понятно, что все правила они там не соблюдают, это просто невозможно. Поэтому нет смысла не водить их на кружки и мероприятия».
Евгений Волков: «Самая лучшая ковидная мера – это ежедневно гонять людей, больных коронавирусом, в поликлинику...».
Евгений Бакулин: «Бояться нужно было раньше. Сейчас стоит смириться с этим ковидом и встретить его крепким иммунитетом с открытым забралом. В любом случае жизнь должна закончиться смертью, так что, пейте чай с малиновым вареньем и прекращайте бояться каких-то невидимых вирусов».
Татьяна Стрельцова (Шаповалова): «Я считаю, это преступление – не объявлять карантин. Врачи не могут работать из-за усталости, скорые едут по полтора часа, больницы переполнены».
Добрый человек: «Пробовали ли вы убить молотком муху», – спросил я одну знакомую женщину. «Что я, дура?» – услышал в ответ. Вот, пожалуй, самое краткое описание антиковидных мер и их эффективности, проводимых в нашем городке».
Ирина Иванова: «Интересно то, что на новогодние утренники в детских садах к своим детям родителей в этом году не допустили, даже по одному человеку, с соблюдением необходимых мер предосторожности. Зато при открытии нового детского сада целую толпу чиновников (посторонних, по сути, людей) провели по всем группам и помещениям. Вот и антиковидные меры».
Людмила Казаченок: «В декабре переболел муж (заразился на работе), я – следом. Стремненькая такая штука, скажу я вам. В январе похоронила двух близких человек. Причина смерти – «ковид». А вчера прочитала о том, что медучреждения переходят на профильное обслуживание населения. Считай: справились с хворью. Что еще нужно добавить?»
Iryna Kuptsevich: «Вось ужо 10 месяцаў я не хажду амаль нікуды. Зрэдку магу сустрэцца з сябрамі, але ніякіх масавых мерапрыемстваў. У любых грамадскіх памяшканнях, на рынках – маска, апрацоўка рук. Тое самае муж. У выніку мы дагэтуль так і не захварэлі, хаця перахварэла ўжо мноства сваякоў і знаёмых.
Я лічу, што ўсе масавыя мерапрыемствы трэба было адмяняць адпачатку, і тым больш іх нельга праводзіць цяпер. І тым больш для дзяцей, якія не могуць выконваць протываэпідемічныя меры, лёгка заражаюцца і нясуць хваробу дадому.
Стаўленне «ай, усё адно ўсе перахварэем рана ці позна, таму была не была» даволі безадказнае. Так, многія пераносяць вірус лёгка, а многія паміраюць, нават маладыя людзі. І ты ніколі не ведаеш, як гэта ўдарыць па табе. Таму лепш максімальна берагчы сябе і блізкіх ад захворвання. А там ужо і вакцынацыя недалёка».