«Если сильно захотеть, то можно сделать даже киберпанк-вселенную в гараже». Бобруйчанин о съемках клипа во дворе частного дома (+видео)

14858
Евгения ВИННИК. Фото из архива героя.
18-летний Герман Андриевский учится на последнем курсе аграрно-экономического колледжа на программиста. Но, как честно признается, учеба не занимает первое место в системе его приоритетов.

Главное увлечение Германа, что захватывает все его внимание – видеосъемка. 29 декабря молодой режиссер выпустил свою самую масштабную работу – клип в стиле киберпанк. Съемки продлились полгода. В интервью «ВБ» Герман рассказал о том, как это было, какой смысл он вложил в свою работу.

Клип на трек Exit группы Foals:

«Кинематограф объединяет все виды искусства»

– Когда ты понял, что тебе интересно творческое самовыражение?

– В 13 лет накопил на первую «зеркалку», тогда я думал, что хочу фотографировать, – вспоминает Герман, – но потом я убедился, что не могу передать весь свой мир в одной только фотографии и почувствовал, что там для меня мало творческого пространства. Стал искать другие способы самовыражения и нашел. Я понял, что кинематограф – это десятая муза, которая объединяет все виды искусства. Ты можешь быть художником, дизайнером, архитектором и саунд-дизайнером, ты можешь материализовывать все свои образы и миры… Постепенно с первого курса колледжа я начал снимать клипы знакомым, которые занимались музыкой. Ко второму курсу начал немного зарабатывать на этом.

Когда поступал на программиста думал, что, возможно, мне и понравится данная профессия, но система обучения привила мне неприязнь к этому делу. Наша система образования устарела и учит нас бесполезным вещам для нашего времени, и пора бы это всем нам признать.

Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals
Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals

«Тогда у меня был кризис идей»

По ночам Герман подрабатывает сторожем на станции переливания крови, а свободное время тратит на реализацию творческих идей. Сейчас самая свежая, масштабная и необычная работа молодого режиссера – клип на трек Exit группы Foals, который вышел 29 декабря. Герман впервые услышал его около года назад, когда приехал в гости к подруге в Питер.

Герман Андриевский на съемочной площадке
Герман Андриевский на съемочной площадке

– Тогда у меня был какой-то кризис идей, ничего не приходило в голову, но эта песня вдохновила меня снять что-нибудь необычное, и, в силу того, что я вырос на старых фантастических фильмах, мне пришло в голову снять что-то футуристичное в стиле киберпанк.

– Расскажи об этом стиле. Что он из себя представляет?

– Это яркая альтернативная реальность, чаще всего она представляет из себя антиутопичное будущее, где все культуры мира могут быть смешаны в одном месте. Начало жанра идет из Японии. Такой хаос из кучи разных культур, объединенных в будущем. Наверное, если бы я кому-то объяснял, то просто показал бы фильм, снятый в таком стиле. Например, «5 элемент», фильм 30-х годов «Метрополис» (хоть это больше стимпанк – другое направление научной фантастики) или «Бегущий по лезвию». Я рос на фантастике 90-х, поэтому хотелось воплотить детскую мечту и прикоснуться к этому будущему, которое раньше я видел только на экране телевизора. Побывать в этих декорациях моего города было отличным воплощением мечты того маленького мальчишки…

Кадр из клипа на трек Exit группы Foals
Кадр из клипа на трек Exit группы Foals

«Декорации за собой во дворе убери, сынок»

Во дворе частного дома для съемок клипа Герман создал собственную киберпанк-вселенную. Съемки начались в конце весны прошлого года. Изначально делал все один: днем ходил на учебу в колледж, вечером делал декорации, а по ночам шел на дежурство. Родители поначалу настороженно восприняли затею сына, особенно, когда стали замечать сколько времени и денег он на это тратит, но после первых результатов доверились сыну.

– Мои родители очень продвинутые, мне с ними повезло, я благодарен им за понимание и за все, чему они меня научили. Папа занимается грузоперевозками, мама работает в «Кравте», брат уехал в Польшу, он моряк, – рассказывает о семье Герман. – Сразу они не понимали, на что я спускаю всю зарплату, немного раздражались из-за моей рассеянности, тогда я спал меньше 4 часов ежедневно, но потом успокоились. Говорили только: «декорации за собой во дворе убери, сынок», – смеется.

Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals
Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals

– Откуда такой навык делать крутые декорации? Масштаб впечатляет, особенно, учитывая, что ты делал их почти один.

– Я же с детства живу в частном доме. То беседку с отцом делали, то забор, поэтому у меня был опыт. На самом деле все делается по одной схеме: ставишь деревянные рейки, как каркас, и на них цепляешь обшивку, декоративные мелочи для большей проработки мира и свет. В киберпанке клево, что ты можешь любой хлам нацепить, красиво подсветить, задымить, и это будет выглядеть, как будто так и должно быть, «типо стиль», – смеется Герман. – Я старался вместить подготовку одной локации в одну неделю, но иногда было такое, что мы снимали, а потом мне не нравилось, и мы заново все переделывали. Некоторые локации по три раза переснимали, я бы и сейчас много чего переснял, в силу того, что требования к себе у меня вечно растут, но я хотел к концу года распрощаться с этим всем.

– Во сколько тебе обошлось производство этого клипа?

– Примерно 4500 руб., пришлось во многом себе поотказывать за этот год.

«Человек – это труд и работа над собой»

Постепенно, когда задумка начала реализовываться, появились декорации, первые сцены были отсняты, все больше людей стало откликаться: кто-то предлагал помочь техникой, кто-то приходил на съемки, чтобы побыть в атмосфере параллельной вселенной, кто-то просто выражал респект за проделанный труд.

– В итоге съемочная площадка стала местом, где всем было комфортно, и мы своим «клубом неисправимых киберпанков» с кайфом проводили время в этой атмосфере.

Почти вся работа от начальной стадии производства клипа и до конечной лежала на плечах у Германа. Он был режиссером, сценаристом, декоратором, подбирал и создавал костюмы, продумывал образы героев... Как часто бывает, идея клипа во многом отражает внутренние переживания самого автора.

Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals
Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals

– О чем твой клип?

– Сюжетная линия проглядывается, но ее сложно уловить, потому что с коротким хронометражем и без диалогов непросто раскрыть мотивацию главной героини и смысл задумки в общем.

Главная героиня искусственно созданный человек, репликант (человекоподобный робот – прим.). Единственное ее внешнее отличие от людей – это ее глаза и способ появления на свет. Она сделана, чтобы оказывать определенные услуги человеку и относится к низшей касте, которую «настоящие люди» ущемляют. В этом мире, как, наверное, и в нашем, многие люди себя обесчеловечили, в какой-то момент они казались мне хуже животных. Люди, будучи наделенными интеллектом и великим даром материализовывать свои идеи, лишь только очерняют себя, мы так и не смогли отречься от многих примитивных животных желаний и повадок.

В этом мире главная героиня сталкивается с этой жестокостью, понимает, что ее жизнь ничего не значит для людей, ибо она не такая, как они, и ее могут убить в любой момент. Чтобы выжить, она хочет стать человеком. Единственное, что может ей помочь - это операция. Для реализации своей цели ей приходится через многое пройти: убивать, мстить, красть… В итоге, пройдя через все это в последней сцене ей вживляют человеческие глаза, и она как бы становится человеком, у нее появляются зрачки, но это не приносит ей счастья. Посмотрев в зеркало, она видит, как ее глаза и руки заливаются кровью, символизируя то, что по итогу она только обесчеловечила себя, и после этого она заканчивает жизнь самоубийством.

Тем самым зрителю задается вопрос: стала ли она человеком после этого? И главный вопрос: что нас делает людьми? Наверное, недостаточно просто родиться и жить, человек – это большой труд и работа над собой протяженностью в целую жизнь, и не только физическую. Человека, в первую очередь, определяют его поступки. Вот, что я хотел вложить в клип.

«Я живу в Бобруйске, что я могу здесь сделать?»

Герман Андриевский
Герман Андриевский

– Касается ли сюжет клипа лично тебя?

– Я это и придумал из-за того, что меня гложило, не мог избавиться от навязчивых мыслей. У меня были проблемы с людьми, это была неприязнь, и страх к нам самим, как к виду. Эту идею я вложил в клип, сделал из нее отдельный мир, и отпустил ее, надеюсь она даст кому-то переосмыслить свои действия и более правильно и уважительно относится к дару человека – создавать. Я хотел разобраться в себе, доказать что-то себе, а может и другим. Люди часто говорят: я живу в Бобруйске, что я могу здесь сделать? Я тоже так думал, но потом понял, что если сильно захотеть, то можно что угодно сделать, даже киперпанк-вселенную в гараже.

– Не было ли у тебя страха неудачи? И не переживаешь ли ты сейчас, как твоя работа будет воспринята?

– Нет, неудачи наоборот меня подзадоривают. Ты такой: ну не получилось, попробую еще. Если есть цель – твоя путеводная звезда, то никакие сложности меня не остановят. Я был удивлен, сколько людей мне помогали просто так, все работали за идею, я благодарен за такую поддержку от родителей, друзей и знакомых.

«Поначалу боялся звать на площадку много людей»

– Ты сам изменился за время съемок? Стало ли проще находить общий язык с людьми?

– Да, я до съемок, и я сейчас – это два разных человека. Я нашел много новых приятных знакомств благодаря творчеству, преодолевал свои барьеры. Поначалу боялся звать на площадку много людей, старался снимать те локации, где была только главная героиня, но даже перед ней я терялся и не знал, как работать и объяснять задачи. А потом на съемки стало приходить много народа и на тот момент я уже был готов к большой куче незнакомых людей на сьемках, которым я должен был раздавать задания: кто-то в качестве актеров, кто-то снимал бэкстейджи, кто-то просто приходил потусоваться. И мне уже было комфортно в этой атмосфере.

– Ты ставил себе какие-то дедлайны?

– Сразу я думал, что сниму все за лето, но я просто был наивный. В итоге решил сделать все до конца года.

– Как ты искал актеров для клипа?

– Самым важным было найти главную героиню, на самом деле я боялся, что никто не согласится на эту роль, в силу того, что идея была слишком необычна для нашего города. Как только я нашел подходящую девчонку, мы начали работать. Две недели ушло на подготовку одного этого образа. Всего съемки продлились полгода: с конца мая по конец ноября. Мы зацепили все времена года! Вся съемочная группа прошла через жару, через морозы, дождь и снег за это время, и даже через тот самый коронавирус. Потом начался монтаж, его я не очень люблю делать сам. Мне помогали с этим несколько человек, а я был режиссером монтажа.

«Жду, когда меня кто-нибудь раскритикует»

– Твои ощущения сейчас, когда столько работы позади…

– Оказалось все не так уж и сложно, как я думал. Глаза боятся, руки делают. Когда закончились съемки, мы даже загрустили. Все уже привыкли тусоваться вместе и собираться у меня почти каждую неделю.

– Может получал за это время какой-то неожиданный отзыв о своем проекте?

– Очень много хвалят, я уже думаю: все, хватит, а то зазнаюсь и тошно станет от этого. Жду, когда меня кто-нибудь раскритикует жестко, чтобы посмотреть с другой стороны на это все, хотя я и сам вижу все косяки этой работы, потому что стараюсь смотреть на нее объективно. Когда ты столько времени проводишь в этом мире, уже не можешь оценить работу как-то объективно, ведь весь этот необычный футуризм становится для тебя обыденностью. Конечно, какая-то критика может зацепить, но в целом это полезно. Это моя первая крупная работа, где я попытался передать свои мысли и свой внутренний мир. В этом клипе очень много косяков, но в целом первый блин не вышел комом.

Второй оператор Артем Гордейчик
Второй оператор Артем Гордейчик

Такой опыт, который я получил за время съемок, я бы нигде не получил, и он поистине уникальный. Сначала я был режиссером и оператором на площадке, но потом во время съемок я познакомился с парнем Артемом, который тоже увлекается видеографией, но ему не хватало опыта. Я решил, что мы можем сделать интересный коллаб (сотрудничество – прим.) и на съемках последних локаций я был в роли только режиссера, а он оператора. Как мне сказали многие люди, я их сильно вдохновил, и тем самым помог им – это было одной из лучших наград для меня.

«В планах специализированная учеба»

– Как ты видишь свое развитие в этой сфере?

– В планах специализированная учеба в другом городе, мне надо такой город, чтобы я был постоянно в напряге. Мне надо чувствовать, что кругом много людей, все что-то делают, и мне нельзя сидеть без дела. Я всегда себя так мучаю и никогда не зазнаюсь, стараясь разглядеть все свои ошибки. Только так происходит прогресс, из работ над ошибками, как в школе после уроков.

Я хочу пожелать всем, не забывать всегда оставаться ребенком в душе, ведь только дети умеют мечтать по-настоящему и искренне верить в свои самые нереальные мечты…

Задать свои вопросы автору и посмотреть больше фото и видео со съемок можно посмотреть на странице Германа в Instagram.

Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals.
Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals.
Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals
Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals
Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals
Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals
Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals. Герман Андриевский с главной героиней
Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals. Герман Андриевский с главной героиней
Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals
Процесс съемок клипа на трек Exit группы Foals