Главное увлечение Германа, что захватывает все его внимание – видеосъемка. 29 декабря молодой режиссер выпустил свою самую масштабную работу – клип в стиле киберпанк. Съемки продлились полгода. В интервью «ВБ» Герман рассказал о том, как это было, какой смысл он вложил в свою работу.
Клип на трек Exit группы Foals:
«Кинематограф объединяет все виды искусства»
– Когда ты понял, что тебе интересно творческое самовыражение?
– В 13 лет накопил на первую «зеркалку», тогда я думал, что хочу фотографировать, – вспоминает Герман, – но потом я убедился, что не могу передать весь свой мир в одной только фотографии и почувствовал, что там для меня мало творческого пространства. Стал искать другие способы самовыражения и нашел. Я понял, что кинематограф – это десятая муза, которая объединяет все виды искусства. Ты можешь быть художником, дизайнером, архитектором и саунд-дизайнером, ты можешь материализовывать все свои образы и миры… Постепенно с первого курса колледжа я начал снимать клипы знакомым, которые занимались музыкой. Ко второму курсу начал немного зарабатывать на этом.
Когда поступал на программиста думал, что, возможно, мне и понравится данная профессия, но система обучения привила мне неприязнь к этому делу. Наша система образования устарела и учит нас бесполезным вещам для нашего времени, и пора бы это всем нам признать.
«Тогда у меня был кризис идей»
По ночам Герман подрабатывает сторожем на станции переливания крови, а свободное время тратит на реализацию творческих идей. Сейчас самая свежая, масштабная и необычная работа молодого режиссера – клип на трек Exit группы Foals, который вышел 29 декабря. Герман впервые услышал его около года назад, когда приехал в гости к подруге в Питер.
– Тогда у меня был какой-то кризис идей, ничего не приходило в голову, но эта песня вдохновила меня снять что-нибудь необычное, и, в силу того, что я вырос на старых фантастических фильмах, мне пришло в голову снять что-то футуристичное в стиле киберпанк.
– Расскажи об этом стиле. Что он из себя представляет?
– Это яркая альтернативная реальность, чаще всего она представляет из себя антиутопичное будущее, где все культуры мира могут быть смешаны в одном месте. Начало жанра идет из Японии. Такой хаос из кучи разных культур, объединенных в будущем. Наверное, если бы я кому-то объяснял, то просто показал бы фильм, снятый в таком стиле. Например, «5 элемент», фильм 30-х годов «Метрополис» (хоть это больше стимпанк – другое направление научной фантастики) или «Бегущий по лезвию». Я рос на фантастике 90-х, поэтому хотелось воплотить детскую мечту и прикоснуться к этому будущему, которое раньше я видел только на экране телевизора. Побывать в этих декорациях моего города было отличным воплощением мечты того маленького мальчишки…
«Декорации за собой во дворе убери, сынок»
Во дворе частного дома для съемок клипа Герман создал собственную киберпанк-вселенную. Съемки начались в конце весны прошлого года. Изначально делал все один: днем ходил на учебу в колледж, вечером делал декорации, а по ночам шел на дежурство. Родители поначалу настороженно восприняли затею сына, особенно, когда стали замечать сколько времени и денег он на это тратит, но после первых результатов доверились сыну.
– Мои родители очень продвинутые, мне с ними повезло, я благодарен им за понимание и за все, чему они меня научили. Папа занимается грузоперевозками, мама работает в «Кравте», брат уехал в Польшу, он моряк, – рассказывает о семье Герман. – Сразу они не понимали, на что я спускаю всю зарплату, немного раздражались из-за моей рассеянности, тогда я спал меньше 4 часов ежедневно, но потом успокоились. Говорили только: «декорации за собой во дворе убери, сынок», – смеется.
– Откуда такой навык делать крутые декорации? Масштаб впечатляет, особенно, учитывая, что ты делал их почти один.
– Я же с детства живу в частном доме. То беседку с отцом делали, то забор, поэтому у меня был опыт. На самом деле все делается по одной схеме: ставишь деревянные рейки, как каркас, и на них цепляешь обшивку, декоративные мелочи для большей проработки мира и свет. В киберпанке клево, что ты можешь любой хлам нацепить, красиво подсветить, задымить, и это будет выглядеть, как будто так и должно быть, «типо стиль», – смеется Герман. – Я старался вместить подготовку одной локации в одну неделю, но иногда было такое, что мы снимали, а потом мне не нравилось, и мы заново все переделывали. Некоторые локации по три раза переснимали, я бы и сейчас много чего переснял, в силу того, что требования к себе у меня вечно растут, но я хотел к концу года распрощаться с этим всем.
– Во сколько тебе обошлось производство этого клипа?
– Примерно 4500 руб., пришлось во многом себе поотказывать за этот год.
«Человек – это труд и работа над собой»
Постепенно, когда задумка начала реализовываться, появились декорации, первые сцены были отсняты, все больше людей стало откликаться: кто-то предлагал помочь техникой, кто-то приходил на съемки, чтобы побыть в атмосфере параллельной вселенной, кто-то просто выражал респект за проделанный труд.
– В итоге съемочная площадка стала местом, где всем было комфортно, и мы своим «клубом неисправимых киберпанков» с кайфом проводили время в этой атмосфере.
Почти вся работа от начальной стадии производства клипа и до конечной лежала на плечах у Германа. Он был режиссером, сценаристом, декоратором, подбирал и создавал костюмы, продумывал образы героев... Как часто бывает, идея клипа во многом отражает внутренние переживания самого автора.
– О чем твой клип?
– Сюжетная линия проглядывается, но ее сложно уловить, потому что с коротким хронометражем и без диалогов непросто раскрыть мотивацию главной героини и смысл задумки в общем.
Главная героиня искусственно созданный человек, репликант (человекоподобный робот – прим.). Единственное ее внешнее отличие от людей – это ее глаза и способ появления на свет. Она сделана, чтобы оказывать определенные услуги человеку и относится к низшей касте, которую «настоящие люди» ущемляют. В этом мире, как, наверное, и в нашем, многие люди себя обесчеловечили, в какой-то момент они казались мне хуже животных. Люди, будучи наделенными интеллектом и великим даром материализовывать свои идеи, лишь только очерняют себя, мы так и не смогли отречься от многих примитивных животных желаний и повадок.
В этом мире главная героиня сталкивается с этой жестокостью, понимает, что ее жизнь ничего не значит для людей, ибо она не такая, как они, и ее могут убить в любой момент. Чтобы выжить, она хочет стать человеком. Единственное, что может ей помочь - это операция. Для реализации своей цели ей приходится через многое пройти: убивать, мстить, красть… В итоге, пройдя через все это в последней сцене ей вживляют человеческие глаза, и она как бы становится человеком, у нее появляются зрачки, но это не приносит ей счастья. Посмотрев в зеркало, она видит, как ее глаза и руки заливаются кровью, символизируя то, что по итогу она только обесчеловечила себя, и после этого она заканчивает жизнь самоубийством.
Тем самым зрителю задается вопрос: стала ли она человеком после этого? И главный вопрос: что нас делает людьми? Наверное, недостаточно просто родиться и жить, человек – это большой труд и работа над собой протяженностью в целую жизнь, и не только физическую. Человека, в первую очередь, определяют его поступки. Вот, что я хотел вложить в клип.
«Я живу в Бобруйске, что я могу здесь сделать?»
– Касается ли сюжет клипа лично тебя?
– Я это и придумал из-за того, что меня гложило, не мог избавиться от навязчивых мыслей. У меня были проблемы с людьми, это была неприязнь, и страх к нам самим, как к виду. Эту идею я вложил в клип, сделал из нее отдельный мир, и отпустил ее, надеюсь она даст кому-то переосмыслить свои действия и более правильно и уважительно относится к дару человека – создавать. Я хотел разобраться в себе, доказать что-то себе, а может и другим. Люди часто говорят: я живу в Бобруйске, что я могу здесь сделать? Я тоже так думал, но потом понял, что если сильно захотеть, то можно что угодно сделать, даже киперпанк-вселенную в гараже.
– Не было ли у тебя страха неудачи? И не переживаешь ли ты сейчас, как твоя работа будет воспринята?
– Нет, неудачи наоборот меня подзадоривают. Ты такой: ну не получилось, попробую еще. Если есть цель – твоя путеводная звезда, то никакие сложности меня не остановят. Я был удивлен, сколько людей мне помогали просто так, все работали за идею, я благодарен за такую поддержку от родителей, друзей и знакомых.
«Поначалу боялся звать на площадку много людей»
– Ты сам изменился за время съемок? Стало ли проще находить общий язык с людьми?
– Да, я до съемок, и я сейчас – это два разных человека. Я нашел много новых приятных знакомств благодаря творчеству, преодолевал свои барьеры. Поначалу боялся звать на площадку много людей, старался снимать те локации, где была только главная героиня, но даже перед ней я терялся и не знал, как работать и объяснять задачи. А потом на съемки стало приходить много народа и на тот момент я уже был готов к большой куче незнакомых людей на сьемках, которым я должен был раздавать задания: кто-то в качестве актеров, кто-то снимал бэкстейджи, кто-то просто приходил потусоваться. И мне уже было комфортно в этой атмосфере.
– Ты ставил себе какие-то дедлайны?
– Сразу я думал, что сниму все за лето, но я просто был наивный. В итоге решил сделать все до конца года.
– Как ты искал актеров для клипа?
– Самым важным было найти главную героиню, на самом деле я боялся, что никто не согласится на эту роль, в силу того, что идея была слишком необычна для нашего города. Как только я нашел подходящую девчонку, мы начали работать. Две недели ушло на подготовку одного этого образа. Всего съемки продлились полгода: с конца мая по конец ноября. Мы зацепили все времена года! Вся съемочная группа прошла через жару, через морозы, дождь и снег за это время, и даже через тот самый коронавирус. Потом начался монтаж, его я не очень люблю делать сам. Мне помогали с этим несколько человек, а я был режиссером монтажа.
«Жду, когда меня кто-нибудь раскритикует»
– Твои ощущения сейчас, когда столько работы позади…
– Оказалось все не так уж и сложно, как я думал. Глаза боятся, руки делают. Когда закончились съемки, мы даже загрустили. Все уже привыкли тусоваться вместе и собираться у меня почти каждую неделю.
– Может получал за это время какой-то неожиданный отзыв о своем проекте?
– Очень много хвалят, я уже думаю: все, хватит, а то зазнаюсь и тошно станет от этого. Жду, когда меня кто-нибудь раскритикует жестко, чтобы посмотреть с другой стороны на это все, хотя я и сам вижу все косяки этой работы, потому что стараюсь смотреть на нее объективно. Когда ты столько времени проводишь в этом мире, уже не можешь оценить работу как-то объективно, ведь весь этот необычный футуризм становится для тебя обыденностью. Конечно, какая-то критика может зацепить, но в целом это полезно. Это моя первая крупная работа, где я попытался передать свои мысли и свой внутренний мир. В этом клипе очень много косяков, но в целом первый блин не вышел комом.
Такой опыт, который я получил за время съемок, я бы нигде не получил, и он поистине уникальный. Сначала я был режиссером и оператором на площадке, но потом во время съемок я познакомился с парнем Артемом, который тоже увлекается видеографией, но ему не хватало опыта. Я решил, что мы можем сделать интересный коллаб (сотрудничество – прим.) и на съемках последних локаций я был в роли только режиссера, а он оператора. Как мне сказали многие люди, я их сильно вдохновил, и тем самым помог им – это было одной из лучших наград для меня.
«В планах специализированная учеба»
– Как ты видишь свое развитие в этой сфере?
– В планах специализированная учеба в другом городе, мне надо такой город, чтобы я был постоянно в напряге. Мне надо чувствовать, что кругом много людей, все что-то делают, и мне нельзя сидеть без дела. Я всегда себя так мучаю и никогда не зазнаюсь, стараясь разглядеть все свои ошибки. Только так происходит прогресс, из работ над ошибками, как в школе после уроков.
Я хочу пожелать всем, не забывать всегда оставаться ребенком в душе, ведь только дети умеют мечтать по-настоящему и искренне верить в свои самые нереальные мечты…
Задать свои вопросы автору и посмотреть больше фото и видео со съемок можно посмотреть на странице Германа в Instagram.