Дом №45 по ул. Советской – это бывший городской особняк постройки 1914 года, памятник архитектуры, который включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Двухэтажное кирпичное здание с главным входом в центре относят к архитектурному направлению эклектика, это значит, что оно сочетает в себе элементы разных стилей. Как отмечает белорусский архитектор Юрий Якимович в «Энцыклапедыі літаратуры і мастацтва Беларусі», бобруйский особняк имеет элементы позднего классицизма и модерна: стены его главного фасада разделены высокими прямоугольными окнами, а симметрию подчеркивает центральный вход и колонны на балконах.
Здесь заседало собрание
С момента постройки и до 1917 года в особняке заседало Дворянское (или по-другому Благородное) собрание – орган самоуправления, существовавший в Российской империи с 1785 года вплоть до революции. Собрания проходили один раз в три года, на них решались разные важные вопросы жизнедеятельности города.
«Делегатами» на собрании были представители дворянского сообщества Бобруйского уезда, а глава собрания получал звание предводителя. Уездный предводитель избирался на три года и служил без вознаграждения.
В 1916 году председателем Бобруйского уездного дворянского собрания был избран Евгений Ипполитович Клименко. «В миру» он занимал должность судьи. По воспоминаниям современников, это был неподкупный человек, добросовестно относящийся к служебным обязанностям, который часто оставался на работе допоздна.
Его женой была Мария Павловна Воронцова-Вельяминова – правнучка Александра Сергеевича Пушкина.
– В состав уездного собрания входил и свекор Евгения Ипполитовича – Павел Аркадьевич Воронцов-Вельяминов, он же муж внучки Александра Сергеевича Пушкина, Натальи Александровны Пушкиной, – дополняет краевед Светлана Калюта. – Павел Аркадьевич служил офицером, но, выйдя отставку, вместе с семьей поселился в имении Вавуличи (теперь Дубовка), неподалеку от деревни Телуша Бобруйского уезда. Был у них и дом в Бобруйске. На деньги Воронцовых-Вельяминовых в Телуше построили каменную церковь на смену старой деревянной, семья помогла и в создании городской библиотеки, которая сейчас носит имя А.С. Пушкина. По легенде, именно они посадили первые в Бобруйске каштаны.
Светлана Викторовна перечисляет имена других представителей бобруйского дворянства, входивших в состав уездного собрания: Николай Васильевич Азбукин, Михаил Павлович Воронцов-Вельяминов, Юрий Александрович Кологривов, Григорий Мартынович и Алексей Мартынович Кутаевы, Григорий Александрович Лашкарев, Александр Дмитриевич Мишаков, Александр Всеволодович Пущин, Александр Михайлович Гаттовский, граф Михаил-Феликс Станиславович Забелло…
Дворянское собрание в какой-то степени можно сравнить с нынешним горисполкомом, считает краевед, библиотекарь школы №25 Татьяна Голубева: и там, и там решались экономические, социальные, культурные вопросы города.
– Возможно, это были одни и те же вопросы: как работают заводы в городе, например, – рассуждает Татьяна Федоровна. – Только тогда все крупные заводы принадлежали частным лицам, а сейчас – государству. Дворяне – это была «белая кость» тогдашнего общества. Они были и богаче всех. Могли открывать библиотеки, школы, высаживать каштаны. Им не надо было ни у кого просить, чтобы сделать что-то для города или отдельного человека.
Добрый «пан Забелло»
– Когда внучка Пушкина Наталья Александровна вышла замуж, она переехала к своей свекрови в Бобруйск. Ее муж Павел Аркадьевич был управляющим в имении Вавуличи, а принадлежало оно его матери. Еще несколько домов рядом были во владении его сестер, такое большое было семейство, – продолжает рассказ краевед Татьяна Голубева. – Павла Аркадьевича очень любили в городе и неоднократно выбирали предводителем бобруйского дворянства... Раньше в дворянских семьях был такой обычай: если дочка выходит замуж, родители обязательно покупают ей дом. Так родители Натальи Александровны Пушкиной купили ей дом на том месте, где сейчас находится центральный ЗАГС. И когда Мария, дочь Натальи и Павла, вышла замуж за Евгения Клименко, они вместе управляли городом.
Татьяна Федоровна, которая проштудировала не один исторический источник по теме, говорит, что помещики думали не только о себе, но и помогали своим крестьянам.
– Я читала, что в деревне Изюмово (Сычковский сельсовет), которая раньше называлась Дуриничи, был пан Забелло. Если у жителей его деревни возникала какая-то проблема, к примеру, забор покосился, они все шли к пану за помощью. А если пара решала пожениться, то помещик приносил на свадьбу горсть серебряных монет, чтобы они могли построить свой дом и вести хозяйство. В те годы они уже могли уйти от барина и жить отдельно, но почти все оставались под его руководством.
«Управление дороги Москва-Брест» в Бобруйске
Проследить судьбу здания после революции оказалось делом нелегким. Источников на эту тему совсем немного. Например, по одним, после революции, а может, сразу после войны 1941-45 в здании на Советской, 45 размещалось управление дороги Москва-Брест.
– Однажды, когда я листала наши послевоенные газеты, то в бобруйской областной газете «Совецкая Радзiма» (орфография оригинала – ред.) 1946 года увидела на снимке это отреставрированное здание с подписью «Управление дороги Москва-Брест», – рассказывает Татьяна Голубева.
Светлана Калюта же настаивает, что все-таки это было управление железной дороги, хотя нигде уточняющих сведений найти не удалось.
Что размещалось в бывшем особняке в другие периоды его истории – сложно сказать, наши краеведы предполагают, что он использовался как жилой дом.
Приют для юных техников на полвека
С 1965 года в доме №45 по Советской размещалась станция юных техников, позднее – Центр технического творчества детей и молодежи. Не одна сотня воспитанников прошла через его стены. Сейчас детское учреждение переехало по другому адресу, и бывший городской особняк опустел.
12-летний Владислав Рак с мая 2018 года посещает кружок картинга в отделе технического творчества, сначала на Советской, теперь на Социалистической.
– Мне казалось, что раньше здесь был суд, – говорит про бывший особняк юный «техник».
Влада с детства привлекают машины, и родители всячески поддерживают его увлечение. Вместе с отцом мальчик выезжает на соревнования, и в 2019 году привез «золото» в командном зачете с республиканской трассы в Бресте.
– Наш тренер Александр Григорьевич Дубина очень интересно проводит занятия, – делится Владислав.
Тайна сия велика
Бывший главный архитектор города Игорь Ахметшин вспоминает, как делали ремонт в особняке на Советской, 45 в 2006-м:
– Это был косметический ремонт фасада – к «Дажынкам» в городе: его поштукатурили. Об этом особняке так мало известно, наверное, потому, что оно было третьей, самой низшей, категории ценности, а потом эту категорию упразднили, и никто за ним особо не следил. Средств в отделах культуры не было, поэтому людям, по согласованию с Министерством культуры, давали возможность даже покупать такие здания с целью их восстановления.
Узнать о будущем пустующего особняка на Советской, 45, пока не удалось. Мы только выяснили, что здание по-прежнему на балансе Центра дополнительного образования детей и молодежи г. Бобруйска», под «крылом» которого ныне обитают юные техники. Однако директор этого государственного учреждения категорически отказалась от любых комментариев. А нашему фотокору даже запретили снимать внутренний фасад здания на Советской, 45.
Мы обратились к руководству отдела архитектуры и градостроительства горисполкома, но и там порекомендовали сперва согласовать наши вопросы у вышестоящего начальства.
А вы знаете, что здесь было?
Уважаемые читатели, если вы знаете, что было в этом здании на Советской в 1930-х, 1940-х, 1950-х годах, или в вашем семейном архиве сохранились фото с его изображением той поры, дополните нашу информацию! Ждем ваших откликов на:
- red-vb@yandex.ru
- тел. 72-12-70 (в будни с 9.00 до 15.00)