Об этой грустной истории мы писали еще в 2017-ом году. Бобруйчанка Наталья Владимирова заказала своей матери-пенсионерке кухню в ЧУП «АртФэшнКомпани» в апреле 2016-го. Женщины внесли предоплату в размере 1500 долларов США по курсу, тогда это было около 30 млн. неденоминированных рублей. По договору крайний срок изготовления кухни был 29 июня 2016 года. Но женщины не получили своей мебели ни в июле, ни в августе. Наталья Николаевна обращалась на саму фирму, в прокуратуру, в ОБЭП, в Следственный комитет.
В декабре 2016-го состоялся суд, с ответчика было решено взыскать внесенную денежную сумму 2 950 рублей, неустойку в размере 3 960 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей. К слову, на тот момент в суд было подано уже 6 исков от бобруйчан, обиженных тем же предприятием, потом их стало еще больше. Почти все иски были удовлетворены, но ни Наталья Николаевна, ни другие пострадавшие своих денег долго не могли получить. Дело в том, что по закону ЧУП отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, но к имуществу ЧУП относится лишь то, которое находится на его балансе, а на балансе данного предприятия не было практически ничего. В таких случаях надежда у пострадавших потребителей только на одно: они могут все «скооперироваться» и обратиться в милицию. При определённой сумме задолженности в отношении нерадивого изготовителя может быть возбуждено уголовное дело за «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере», тогда рычаги воздействия на него увеличиваются. Пострадавшие в данном случае так и поступили.
И вот спустя четыре с лишним года Наталье Владимировой и ее маме удалось добиться возврата своих денег. Женщина сама пришла в редакцию и рассказала нам об этом.
– Знаю, что сумма долга перед заказчиками у бывшего учредителя фирмы достигла больше 1000 базовых величин, потому в отношении него в 2017 году было возбуждено уголовное дело за мошенничество, – рассказала Наталья Николаевна. – Но в 2018 году его прекратили. А спустя какое-то время возобновили и им занялся уже другой следователь – Александр Рубанов. Около года он работал над этим делом, все выяснил. У нас было 36 томов! Была подключена прокуратура, генеральная прокуратору, я писала и лично президенту, благодаря этому дело наше было на особом контроле. Суд проходил в Осиповичах, нас было девять таких пострадавших. Приговор был вынесен летом этого года. Бывшему учредителю фирмы дали 4,5 года лишения свободы. Деньги он нам начал возвращать во время следствия. Пока шел суд, мы с мамой получили весь основной долг – около 3000 рублей. Другие пострадавшие также получили свои деньги обратно. Моральный ущерб и неустойку нам не выплатили, но я и так очень рада.
– Хочу высказать большую благодарность следователю Александру Рубанову от себя лично и от других пострадавших в этой истории: Ольги Агерман, Веры Тюриной, Валентины Лушковской, Инги Зажевской и других, – добавила женщина. – Побольше бы таких следователей! Также большое спасибо нашему прокурору Александру Конецкому за профессионализм и ответственное отношение к работе. ...Трудно передать, что пережила моя мама за все это время, у нее был очень большой стресс. Она ведь 10 лет откладывала деньги на эту кухню. А мебель мы после возврата денег заказали у другого человека, и в течение трех недель нам ее сделали. Хочу обратиться ко всем людям, исходя из своего горького опыта: никогда не давайте большую часть предоплаты за заказанный товар. И если почувствовали что-то неладное, лучше сразу обратиться в соответствующие органы.