Власти предложили вариант оплаты «дорожного сбора»: отвязать от техосмотра, но не включать в топливо

2199
Источник: БЕЛТА
Вопросы взимания «дорожного сбора» в ближайшем будущем в Беларуси обсудили 26 ноября на расширенном совещании постоянных комиссий Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи и по бюджету и финансам.

Парламентарии и правительство посчитали, что необходимо упразднить госпошлину, а вместо нее ввести плату за пользование дорогами и отдельными элементами улично-дорожной сети. При этом привязка сбора к техосмотру или стоимости топлива нецелесообразна, передает БЕЛТА.

Какой вариант предлагают?

О таком варианте взимания сбора уже сообщалось ранее:

Планируется ввести дифференцируемую оплату как за отдельный месяц или несколько месяцев, так и за год или два.

Для физических лиц ежемесячные ставки при этом могут быть снижены на 10 % по сравнению с действующими размерами платы, а при оплате годового периода скидка может составить 20 %. Ветеранам Великой Отечественной войны и инвалидов будут предоставляться льготы. Размер ставок для организаций планируется снизить на 20 %.

Платить предлагается при помощи ЕРИП, а контролировать уплату – с помощью фото- и видеофиксации.

Почему не в топливо?

Как пояснили парламентарии, одной из причин отказа от идеи включить дорожный сбор в стоимость топлива стали одновременный рост цен на бензин и инфляционное влияние на экономику. Как пояснил первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко, нужно будет вернуть средства тем, кто уже заплатил сбор и для кого подорожало топливо. Это значит, что в дорожном фонде возникнет кассовый разрыв порядка 120 млн рублей.

Кроме того, по мнению Минфина, нельзя привязывать дорожный сбор к цене на топливо, поскольку в будущем доходы бюджета могут быть снижены в результате вынужденного уменьшения налоговой составляющей в цене на топливо из-за ежегодного повышения стоимости нефти для белорусских НПЗ.

По словам заместителя председателя концерна «Белнефтехим» Светланы Гуриной, включение дорожного сбора в цену топлива не решает проблему справедливости взимания сбора, поскольку большие объемы топлива закупают крупные предприятия, к примеру, «Беларуськалий», чья техника работает в шахте и не участвует в дорожном движении, БЖД или судоходный транспорт.

Как будут проверять?

Предлагается существенно увеличить размер штрафа за неуплату дорожного сбора. На текущий момент максимальный штраф составляет 3 базовые величины (81 рубль). По новым правилам штраф может составить двукратную годовую ставку дорожного сбора: одна годовая ставка – непосредственно оплата сбора (больше в этом году платить не придется), еще одна годовая ставка – штрафная санкция.

При этом, по мнению ГАИ, контроль за уплатой дорожного сбора должен производиться в автоматическом режиме.

– Госавтоинспекция максимально настроена на то, чтобы присутствие инспектора на дороге связывалось не с применением административных санкций, а с оказанием помощи участникам дорожного движения, – отметил заместитель начальника главного управления ГАИ МВД Александр Занимон.

Когда начнут действовать новые правила?

Изначально планировалось, что новый механизм уплаты дорожного сбора может быть введен с 1 января 2021 г., однако ряд вопросов остался нерешенным, в частности, о контроле за уплатой сбора и системе штрафов. Поэтому новые правила могут начать действовать с 1 апреля 2021 г., а система контроля за уплатой будет налажена в более поздние сроки.