осле передачи коллекции полотен Абрама Рабкина Бобруйскому художественному музею в 2016-м, его картины неизменно входят в постоянную экспозицию. В отличие от первой выставки «Старый Бобруйск. Возвращение на родину» летом 2017 года нынешняя сосредоточена на военной тематике. А это — целый пласт и отдельный период в творчестве Рабкина.
Семнадцатилетним юношей он отправился на фронт, два года провел на передовой, получил ранение, увидел смерть. Война стала определяющим моментом в его жизни. В период 60-х — 80-х годов художник создает отдельные произведения и целые циклы, посвященные войне. Портреты ветеранов и участников партизанского движения выполнены в характерной суровой манере, что соответствует духу времени.
С картин на зрителя смотрят поседевшие ровесники художника, люди с пронзительным взглядом и натруженными руками, познавшие цену жизни и свободы. С каждым из них Рабкин беседовал, записывал их воспоминания, которые потом стали фрагментами его второй книги — «Вокруг войны». При этом легко обнаруживается стилистическое единство документальных портретов на холсте и в прозе.
Первое значительное полотно о войне «9 Мая. Белорусская семья» художник закончил в 1967 году. Сегодня оно хранится в фондах Национального художественного музея Республики Беларусь. Специально для юбилейной выставки картина была доставлена в Бобруйск и заняла центральное место в открывшейся экспозиции.
На холсте художник изобразил партизанскую семью Петрушенко из деревни Черницы Бобруйского района за столом в сельской хате в момент тризны. Лица стариков полны скорби, а на стене над головами — фотографии не вернувшихся с войны сыновей.
Особый интерес представляют эскизы к картине, начатые еще в 1965-м. По ним можно проследить, как художник ищет общее композиционное решение, прорабатывает характеры героев, наполняет полотно бытовыми подробностями. Идея составителей совместить готовое произведение с эскизами превосходна. Прием позволяет увидеть развитие произведения в динамике, словно подсмотреть за работой мастера.
Не менее любопытным стал рассказ вдовы художника Нины Королевой на церемонии открытия об обстоятельствах написания картины «9 Мая. Белорусская семья». По свидетельству Нины Михайловны, Абрам Исаакович в течение длительного времени находился в Черницах и стал близок к семье Петрушенко. С долей юмора он рассказывал, что вместе со своими героями не только посадил картошку, но и выкопал ее.
А вот судьба другого большого полотна «Река», к сожалению, не известна. На выставке представлены четыре эскизных наброска, по которым можно судить о содержании и композиции. На косогоре над высоким берегом реки сидят немолодые мужчины. Их лица отрешены, а взгляды устремлены вдаль. Бакенщик зажигает красный фонарь.
Перед нами редкий случай аллегории в творчестве Рабкина. Здесь река — образ неостановимого времени. В этой картине художник предается рефлексии и размышлению о скоротечности человеческой жизни. Известно, что картина выставлялась в 2000 году в Минске и имела посвящение поэту Константину Ваншенкину.
Кроме военной темы, в экспозицию «Бобруйск – души моей трепет» включены уже знакомые произведения: виды старого Бобруйска, ставни домов на Шоссейной, колоритные портреты бобруйчан, лирические пейзажи Стрешина.
Открытию выставки предшествовала большая подготовительная работа. Более двадцати полотен из фонда «переоделись» в новые рамы, и еще три десятка багетов были кропотливо вручную отреставрированы.
Вниманию зрителей также была предложена мультимедийная презентация о творчестве Абрама Рабкина, подготовленная старшим научным сотрудником Бобруйского художественного музея Геннадием Благутиным.
Выставка продлится до 21 января 2021 года.