От подметок и колодок сбежала под венец
Людмила Гусак, в девичестве Карпович, родилась в Бобруйске, на Скрипочке. Училась в одноэтажной довоенной школе №7. После 8 класса родители отправили Люду учиться в профессионально-техническое училище №73 на обувщика, но по этой профессии она не работала ни дня:
– Ну не видела я себя в сапожной мастерской! А времена были такие, что никто не спрашивал твоего мнения: родители сказали – я послушалась.
На втором курсе, в 17 лет, Людмила, по ее словам, «сбежала от этого счастья» замуж за офицера, и молодые уехали в тогда еще советскую Литву, в город Паневежис. Там прожили 14 лет.
Родив к 25 годам двоих детей, однажды Людмила вышла во двор своего дома гулять с младшей дочкой и увидела столпотворение соседей: все обсуждали открытие в их доме парикмахерской. «А маникюр здесь будет?» – возьми да и спроси Людмила. А вы, часом, не мастер? – поинтересовалась в ответ домоуправ. Люда ответила, что нет, но очень хотела бы научиться. И на следующий день ее уже ждал директор городских бытовых услуг, который пообещал, что ее всему научат, и место в этой парикмахерской будет ее ждать – такой вот подарок судьбы.
...А маленький пожилой еврей брил бороды и усы
В детстве Людмила мечтала быть парикмахером, но в училище на эту специальность брали только после 10 класса.
– Я на этих девочек смотрела, как на богинь, – с улыбкой вспоминает она. – Профессия придавала им стиль и красоту: всегда ухоженная головка, красивые стрижки, особенные они какие-то были! Ну, или это мне так казалось.
Втайне от родителей она приезжала в город, якобы купить очередной дневник или ручку, а сама бегала на Социалку и подглядывала в витрины парикмахерской. Казалось, мастера творят шедевры, «пишут картины» волосами клиентов. Женщины сидели под колпаками и сушили свои бигуди, а маленький пожилой еврей брил бороды и усы с густой мыльной пеной и точил свою опасную бритву о висевший рядом широкий армейский ремень.
– А еще в углу возле окна сидела тучная дама с длинными ногтями и яркими голубыми тенями и цветным лаком рисовала тонкой кистью на ногтях клиенток. На столике у нее стояли всевозможные пузырьки и баночки. Я замирала от восторга и завидовала тетенькам, которым «делали красоту», – улыбается Людмила.
И посмеивается: ей тогда казалось, что здесь обслуживаются только очень богатые и очень приличные граждане. Она мечтала и сама попасть в это царство, но в то время девочкам растили волосы и заплетали косы, а кончики волос детям отец стриг сам.
– Такие были странные времена, родители не очень-то заботились о внешнем виде детей.
«Получилась я – как Ванька-дурачок»
В эти «странные времена» девушки осветляли волосы таблетками гидроперита, а потом лечили их настоем ромашки, которая давала зеленоватый оттенок – и это было «круто», вспоминает Людмила.
– А однажды подружка Машка меня «под каре» подстригла, да так коротко, что получилась я – как Ванька-дурачок, пришлось домой огородами пробираться, – смеется собеседница. – А дома уже моя сестра откорректировала почти наголо – пришлось пару месяцев в платочке ходить.
После очередного окрашивания гидроперитом отец разозлился, побил ее хворостиной и отправил в парикмахерскую исправлять цвет, а там все еще работал тот мастер-еврей. Девушка со слезами пожаловалась ему на отца и попросила вернуть назад ее «мышиный» русый цвет. Еврей посмотрел с сожалением и накрасил волосы черной краской, а потом... забыл про Люду, и когда вспомнил, было уже поздно. Когда смыли краску, волосы были чернее воронова крыла, и она разревелась в ужасе от предстоящего отцовского наказания. В качестве извинения мастер постриг ее бесплатно, и девушка ушла домой с красивой «мальчуковой» стрижкой, правда, оценила ее намного позже – не до того было.
И даже этот случай только укрепил ее мечты попасть на работу в парикмахерскую.
Литовская школа маникюра и конкурсы на родине
В Литве за два месяца выучилась, сдала экзамены, получила диплом и стала работать. Все это время бесплатно обслуживала подруг, соседей – «набивала руку». Дети фактически выросли в парикмахерской у мамы. И вот, наконец, она – мечта: родной запах одеколона и химической завивки, шумящие фены и чарующий дух ацетона!
Литовская школа не прошла даром, признается мастер. Наставником Людмилы была женщина-казашка: красивая, очень требовательная и строгая. А вскоре парикмахерская стала их собственностью – как раз наступали «лихие 90-е».
– «Золотое» время было: никому не было до нас дела, и мы могли спокойно творить, – признается Людмила.
Но вскоре пришлось продать квартиру и уехать: Литва объявила независимость.
На родине Людмила устроилась в парикмахерскую на Лынькова, 12, и, по ее словам, как один день, пролетели для нее 25 лет, которые она проработала на этом месте мастером маникюра. Парикмахерская стала для нее родным домом, а коллектив, который работает и по сей день в почти неизменном составе – частью семьи. В памяти остались конкурсы по парикмахерскому искусству, в которых участвовала, в том числе, несколько раз и Людмила. В ее копилке, в частности, была победа в номинации «Классический мужской маникюр». А на конкурсе «Вдохновение-2011» в Могилеве она завоевала второе место в номинации «Салонный маникюр».
Что цыганка нагадала
Мастер признается, что многие из ее клиентов за эти годы стали ее друзьями.
Но на всю жизнь запомнилась первая клиентка, еще в Литве – цыганка. Людмила долго с ней работала, очень старалась и угодила, та долго хвалила маникюршу перед мастером. А потом, вспоминает собеседница, когда стала расплачиваться, деньгами своими по кругу обвела Людмилу и что-то при этом приговаривала.
– Потом сказала мне, что всегда с деньгами буду, что людьми буду любима и сама буду их любить, что-то еще говорила, уже не помню, но все сбылось, что она напророчила.
Своей жизнью Людмила довольна. Две ее дочери пошли по ее стопам. Старшая Алена – мастер-универсал, победитель «Розы ветров-2018», живет в Минске, работает в барбер-шопе. Младшая Ольга – мастер ногтевого сервиса, окончила университет, вышла замуж и уехала жить в Москву, сейчас воспитывает маленькую дочь. После декретного планирует продолжить работу в отрасли красоты.
Людмила вспоминает: их семью часто называли «салоном красоты» – потому что и мама, и дочки очень любили свое дело и никогда никому не отказывали.
Сегодня Людмила, как она сама говорит – «заслуженный молодой пенсионер с большим стажем и опытом, разве что с маленькой пенсией», так что, приходится подрабатывать в охране Центра творчества детей и молодежи. Но и это дело женщине по душе.
Маникюрша – как психолог
Людмила и сейчас всегда имеет с собой маникюрный набор, говорит, даже в отпуске «руки чешутся», особенно если видит неухоженные ручки. Однажды сделала маникюр проводнице в поезде – дорога в Сочи длинная...
Каждый маникюр или педикюр – в первую очередь, ответственность за здоровье клиента, поэтому здесь крайне важны дезинфекция инструмента и стерильность, считает Людмила Гусак. Нельзя порезать или причинить боль. А когда клиенты расслабляются, то часто начинают говорить о своих трудностях, о наболевшем, и мастер обязан уметь их выслушать, посоветовать.
Порой встречаешь и поистине удивительных людей: самым необычным клиентом у Людмилы был мужчина с шестью пальцами на руках. Он делал маникюр к своему 60-летию, и ему очень хотелось красивыми руками поднимать рюмочку в ресторане, когда ему будут говорить тост.
Сложностей тоже хватает, особенно в педикюрах, рассказывает Людмила: вырезание вросшего ногтя, мозоли, которые очень беспокоят клиентов, особенно, когда они ходят в кроссовках и закрытой обуви, гематомы на больших ногтях от тесной обуви, грибок на ногтях и подошвах, но и с такими проблемами мастеров старой школы научили справляться не хуже новомодных подологов, считает мастер.
Людмила вспоминает, что раньше маникюр стоил 35 копеек, и его могла позволить любая женщина, сейчас эта процедура менее доступна, но все равно востребована. Еще сегодня, по сравнению с советским периодом, качество лаков гораздо лучше, да и достать их проще, а тогда приходилось даже «по блату» привозить заветные пузырьки из-за границы.
Жить и работать нужно с радостью
Мастер с гордостью говорит о своих учениках, которые живут и работают по всему миру: в Канаде, США, Израиле, России. Многие из них, вспоминает она, пришли в эту профессию, имея за плечами даже высшее образование.
– Нужно иметь мастерство в руках, и оно тебя прокормит, – считает Людмила Гусак. – Всегда говорю молодым, что профессию вы должны выбирать сами. Может, даже методом многих попыток и ошибок, но обязательно сами. Ведь это вам на работу ходить, а не вашим родителям, и нужно, чтобы работа приносила радость и истинное удовлетворение – это и есть счастье. А от внутреннего настроения и блеск в глазах, и другим с тобой светло, и каждый день в радость. Еще я верю, что мы должны нести позитив в коллектив, не важно, офис это или магазин, поезд или другое место. Мне искренне жаль людей, неудовлетворенных своей работой, которые ходят на нее, как на каторгу, и пенсию ждут, как освобождения.
Есть у Людмилы и на пенсии любимое хобби, в которое она вложила много сил и труда – дача. Сейчас там несколько грядок для души, газон, деревья и цветы: хосты, гортензии, можжевельник, малина и голубика. Женщина с гордостью рассказывает, что сама, без мужа, достроила большой дом, и сейчас внуки приезжают туда с удовольствием. Дом из хорошего сруба, в нем легко дышится, Людмила любит приезжать туда именно поспать, признается: деревней веет, детством. Любит собеседница и путешествия: в ее «копилке» – Египет, Турция, Грузия.
– На пенсии жизнь только начинается, хочется везде побывать, много увидеть! – говорит она. – А еще я очень люблю свой город, особенно старую часть Бобруйска.
Твори добро
Фотографирование – это еще одно увлечение Людмилы. Она снимает на фото и видео наш город. Например, старые здания, городские улочки, достопримечательности, а потом делится всем этим на Фейсбуке, в группе бывших бобруйчан.
– Они благодарны за память, и мне приятно.
Работать, заниматься любимым делом, путешествовать, воспитывать внуков, порой копаться в грядках для души, знать, что вырастила хороших, достойных детей – что еще нужно для счастья?
– Хорошая, достойная пенсия! – смеется Людмила. – И красивая старость, чтобы собиралась вся моя большая и дружная семья на нашей даче, и звенели детский смех и хорошая музыка под шашлычок.
Женщина говорит, что возраста она не чувствует, а «болячки оставляет за скобками». Немножко модничает, стремится быть молодой, бодрой бабушкой для своих трех внучек – по ее словам, бежит в ногу со временем. Еще старается жить по принципу «твори добро, ведь жизнь – это бумеранг».
Бонус от мастера – бесплатные советы
Людмила Гусак:
- Главное в классическом маникюре – это умеренная длина и правильно подпиленные пилочкой ногти. Независимо от пола и возраста, держите руки и ноги в чистоте. Обязательно вовремя смазывайте кожу рук кремом, питательным и увлажняющим.
- Правильно обрезайте ногти, на ногах – одним прямым срезом, не закругляя ножницами или щипчиками, так как могут возникнуть проблемы вросших ногтей.
- На зиму ни в коем случае нельзя при педикюре накладывать гель-лак, может быть деформация ногтевой пластины от закрытой обуви либо кроссовок. Зимой ногтям лучше отдохнуть, сделать обычное покрытие у профессионала или обойтись без него, а весной для открытой обуви можно делать любой вид педикюра, будь это простое нанесение лака или гель-лак.
- Круглый год полезно делать различные ванночки для рук и ног.