«Моему сыну 2,5 года, – написала нам Любовь. – Самый интересный возраст: он начинает многое понимать, говорить, активно изучать окружающий мир. Я чувствую, что сын, как губка, впитывает все, что происходит вокруг: информацию, эмоции. Сейчас очень важно мне находиться с ним чаще и давать как можно больше. Но так сложились обстоятельства, что недавно его пришлось отдать в детский сад. С мужем мы расстались, все мои родные живут далеко, только свекровь иногда заходит погулять со внуком.
Я вышла на работу, так как нужно выплачивать кредит за квартиру и зарабатывать на полноценную жизнь ребенку. Доход у меня неплохой, я могу позволить купить сыну все – хорошую одежду, еду, игрушки и книжки. Но при этом меня постоянно мучает совесть перед ним за то, что я уделяю ему так мало внимания. Утром отвожу в сад, забираю вечером последнего из группы. Дома, покормив, снова сажусь за работу часа на два. А сын сам играет с игрушками, смотрит мультики или гуляет со свекровью, если у нее есть время.
Получается какой-то замкнутый круг: и без денег никак, и ребенку катастрофически не хватает моего внимания. Не знаю, как мне быть».
Консультирует частный психолог, специалист в области Транзактного анализа Ирина Горовцова:
– Мать действительно остро чувствует потребности своего ребенка, ведь в этом возрасте общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что малышу необходимо индивидуальное внимание к нему. Это внимание может дать, прежде всего, мама, но оно может также компенсироваться вниманием бабушки и воспитателя, если поддерживается индивидуальный контакт с ребенком.
Если малыш просит больше внимания, а получает холодность, то у него формируется позиция по отношению к себе: «Я – не ОК».
Если же его устраивает то количество внимания, которое он получает от мамы и бабушки, воспитателей в садике, то ничего страшного не произойдет. Важно, чтобы взрослый мог прийти по его зову, чтобы у ребенка не сформировалось чувство потерянности и брошенности.
При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый – и хорошему, и плохому, и правильному, и не правильному. Поэтому не исключено, что, видя трудоголизм мамы, он впишет его и в свой жизненный сценарий. Трудоголик – это тот, кто за работой забывает отдыхать и уделять время на жизнь и удовольствия. Это не лучшим образом может сказаться и на здоровье. Поэтому и сами не забывайте про отдых.
Если же ваша усталость от работы часто отражается на вашем эмоциональном фоне негативно – вы постоянно раздражены, злы – то здесь лучше сделать выбор в пользу уменьшения нагрузки на работе. Иначе ребенок будет думать, что маме не нравится его присутствие.
Транслировать «в мир» чувство вины за то, что уделяете мало времени ребенку, или собственную злость на себя – это вообще чревато. Ребенок считает это на эмоциональном уровне. И ему может показаться, что именно он усложняет жизнь маме, что без него вам было бы лучше. Видя, что маме тяжело с ним, ребенок может принять решение «не жить», а это может привести к губительным последствиям для него и много лет спустя.
Не важно, сколько времени вы уделяете ребенку. Важно – как вы с ним общаетесь. Чтобы у малыша не сформировалось чувства ненужности маме, всякий раз, когда удается такая минутка, показывайте ему, что вы его любите больше, чем работу. Во время общения с ним будьте «здесь и сейчас», а не мыслями в делах.
Как можно чаще хвалите малыша просто за то, что он такой есть. Показывайте, как вам интересны все его достижения. Давайте ему максимальное количество «поглаживаний» – физических и вербальных (словесных), тогда ребенок будет спокоен: его любят. Это будет залогом его психологического и эмоционального здоровья в будущем.
Не пытайтесь «откупиться» от малыша дорогими игрушками. Обычно родители так поступают, чтобы минимизировать свое чувство вины. Позаботьтесь лучше, чтобы малыш развивался интеллектуально.
Например, в сети множество блогов и развивашек для детей, которые можно приобщить к его занятиям. Это будет интересно малышу, а вы избавитесь от негативных эмоций по отношению к качеству выполнения своей материнской роли.
Можно также превратить готовку и уборку в совместную игру с малышом. Занимайтесь бытовыми делами вместе. Во время уборки можно играть в прятки. Придумать интересное задание малышу (к примеру, отыскать зверушку) и вместе разложить игрушки и другие вещи на свои места. Во время готовки – поиграть с крупами или выбрать тарелки. Малыш будет воспринимать это как общение и близость с вами.
Вы – уже хорошая мать, и у вас все получится!
А вот здесь можно подробнее почитать о том, чем занять ребенка в возрасте до трех лет.